СТАТИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Найдено 1 определение
СТАТИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
научная и практическая деятельность, имеющая целью получение информации об экономических, социальных, политических и связанных с ними процессах, происходящих в отдельных социумах, в стране и в мире. Полученная в результате последовательной реализации статистического исследования информация позволяет решить задачи выявления реально существующих закономерностей, свойственных описываемым процессам и явлениям: 1) описать структуру экономики и общества и ее изменение с течением времени; 2) определить тенденции развития социально-экономических процессов в различных экономических, социальных и институциональных структурах в будущем; 3) оценить степень соответствия результатов функционирования государства в реальных условиях, с одной стороны, и целей его политики, с другой (на основе построения системы целевых и контрольных показателей экономического роста, уровня доходов нас. и его отдельных групп, занятости, экономического равновесия во внешнеэкономической деятельности и т.п.); 4) охарактеризовать место и роль различных экономических агентов в социальноэкономических процессах, в принятии индивидуальных и коллективных решений и т.д.; 5) провести моделирование поведения экономических агентов на микрои макроуровнях; 6) осуществить анализ и прогнозирование результатов экономической деятельности; 7) выявить экономические, социальные и адм. факторы развития экономики и общества, а также факторы принятия решений для управления социальноэкономическими процессами. Статистика как вид деятельности связана со сбором, обработкой и анализом данных о состоянии и изменениях экономики и общества. Сущность ее составляют экономико-статистические исследования, последовательно реализуемые от одного этапа к другому. Существенным является различие статистической деятельности в сфере официальной (гос. и ведомственной) и альтернативной статистики. Осн. содержание официальной статистики связано с реализацией первых трех этапов статистического исследования (от методологической подготовки и планирования исследования до сводки и группировки). Преимущественная часть статистической информации формируется в системе официальной гос. статистической службы. Альтернативная статистика (статистическая деятельность н.-и. институтов, университетов, независимых специалистов и орг-ций) в основном связана с этапом вторичной обработки результатов наблюдения и их интерпретацией. Это часто создает опасную иллюзию, что осн. содержание статистической деятельности – применение математико-статистических методов к некоторым макроданным. Опасность этой иллюзии состоит в том, что невнимание к этапу планирования исследования или к этапу наблюдения всегда приводит к ошибкам при выборе адекватного статистического инструментария. Следовательно, к искаженным или даже бессмысленным результатам. В совр. учеб. статистики рассматривается лишь часть вопросов статистики: а именно вопросы статистической методологии. Предполагается, что тем самым на вооружение занимающимся статистической деятельностью дается общий инструментарий для решения различных проблем. Действительно, статистический инструментарий применяется в самых различных областях, и можно ожидать, что потребитель информации сам разберется, какие расчеты имеют смысл, а какие нет. Однако проблема состоит именно в том, что он часто этого не знает и не может знать, т.к. практически не существует соответствующего ориентира. В чем заключается отличие статистики от математики, профессиональные статистики сегодня часто затрудняются толком ответить. Статистические методы наиболее развиты и лучше всего обоснованы как раз в тех областях, где вообще не существует проблем сбора и интерпретации данных: а именно в области стохастики. Стохастика – метод статистической науки, связанный с анализом явлений, возникновение которых полностью зависит от случайности. В стохастике не возникает вопрос о том, что понимается под числами, указанными на сторонах игрального кубика, как определить их содержание и что «по существу» означает, когда выпадает, скажем, число 4. Очень долго можно дискутировать по вопросу о том, как следует статистически измерять экономический рост, какие значения показателей производительности, спроса, мощности и т. п. можно считать достаточно высокими, а также то, что конкретно означает полученный числовой результат для экономической политики. Такие вопросы являются определяющими с точки зрения вклада статистики в расширение эмпирических знаний о социально-экономической системе. Для их решения необходимо применение метода обоснованных оценок, но он практически не обсуждается сейчас в учеб. статистики. Успешная статистическая деятельность предполагает три этапа: ознакомление со словесной формулировкой задачи и с теорией вопроса, а также перевод (переформулирование) проблемы в категории статистики; проведение обследований и сбор необходимых микроданных или макроданных; 3) обработка данных, т.е. применение статистического инструментария; 4) интерпретация результатов, т.е. описание полученных количественных и атрибутивных показателей языковыми средствами. В большинстве учебников статистики первый и четвертый этапы статистической деятельности вообще не рассматриваются. Осн. внимание уделяется третьему этапу, только к этому этапу статистической деятельности исследователи подготовлены достаточно хорошо. Сегодня, благодаря использованию компьютеров и мощного программного обеспечения, стало легче и удобнее использовать математикостатистические методы. С другой стороны, на практике предпочтение отдают традиционным, «простым» методам, легко поддающимся наглядной интерпретации. Т.о., как отметил X. Громанн «существует противоречие между богатыми теоретическими возможностями многих совр. статистических методов и ограниченной возможностью их применения на практике». Проблема состоит не в том, чтобы провести расчеты на основе того или иного метода или получить количественные данные по какому-либо вопросу: расчеты можно проводить с любой целью и всегда будет получен некий цифровой результат. Л.-А.-Ж. Кетле в свое время оценил общий вес жителей Брюсселя, но такая статистическая деятельность сегодня представляется бессмысленной, неинформативной и забавной. Не существует конкретной научной или практической задачи, для решения которой этот показатель имел бы значение (если, конечно, не предположить, что кто-то собирается поднять город и перенести его на другое место). Альтернативная статистическая деятельность, участники которой не имеют полномочий в части организации обследований с обязанностью предоставления, тем не менее, должна реализовываться в соответствии с теорией и методологией статистической науки. Только в этом случае можно рассчитывать на получение социально значимых, научно обоснованных, содержательных результатов.

Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.1. Методологические основы статистики.