СТАТИСТИЧЕСКАЯ НАУКА

Найдено 1 определение
СТАТИСТИЧЕСКАЯ НАУКА
комплекс систематических знаний, относящихся к реально существующим социально-экономическим процессам и явлениям. С.н. – наука позитивная, но ее выводы имеют непосредственное отношение к важным нормативным проблемам, т.е. к вопросам о том, что должно было бы происходить и каким способом можно достичь поставленной цели. Как наука позитивная, статистика принципиально независима от какой-либо этической позиции или нормативных суждений. Как писал Дж.-М. Кейнс, она занимается тем, «что есть», а не тем, «что должно быть». Предмет С.н. – массовые социально-экономические процессы и явления, реально протекающие в совокупностях единиц. Объект исследования всегда – статистическая совокупность, т.к. цель С.н. – выявление закономерностей состояния и развития сложных совокупностей единиц наблюдения, а также законов влияния различных факторов на вариацию свойств исследуемых совокупностей во времени и в пространстве. Осн. категория С.н. – показатель статистический. Задача С.н. – создание, в форме взаимоувязанных статистических показателей, системы обобщений, пригодных для использования в целях корректных предсказаний тех следствий, к которым приведет любое изменение внешних обстоятельств. О качестве построенной системы показателей следует судить по точности, широте охвата и согласованности с реальностью тех предсказаний, которые она обеспечивает. С.н. является и может являться объективной наукой точно в том же смысле, как и любая из точных или естественных наук. В качестве позитивной науки, статистика имеет своей конечной целью формулирование и проверку гипотезы, которая дает правильные и значимые (т.е. не являющиеся трюизмами) предсказания относительно еще не наблюдавшихся или в принципе не поддающихся наблюдению явлений. Можно утверждать, что статистическая теория представляет собой сложное сочетание двух элементов. В одной своей части, С.н. – универсальный информационный язык, позволяющий общаться специалистам всех стран и всех направлений: гос. деятелям, экономистам, менеджерам, политикам, социологам, финансистам, юристам и специалистам в области гос. и муниципального управления. С помощью этого языка в экономической теории разрабатываются «систематические и организованные способы аргументации». В другой же своей части С.н. – набор содержательных гипотез, вычленяющих существенные, закономерные черты сложной реальности.
Тот факт, что С.н. имеет дело с взаимоотношениями между людьми, а исследователь – часть исследуемого объекта в гораздо большей степени, чем в естественных науках, создает особые трудности в достижении объективности. В то же время это дает исследователю социально-экономических процессов и явлений класс данных, который недоступен исследователю природных явлений. Однако ни то, ни другое не служит фундаментальным различием между двумя группами наук. Взаимодействие между наблюдателем и наблюдаемым процессом, которое является столь заметной чертой общественных наук, и, в т.ч., С.н., имеет очевидные параллели в естественных науках. У этого взаимодействия между субъектом и объектом исследования по поводу предмета исследования есть и более отдаленный аналог в виде принципа неопределенности, возникающего в естественных и точных науках из взаимодействия между процессом измерения и измеряемыми явлениями. Наконец, оба варианта перекликаются с чистой логикой теоремы Геделя, обосновывающей принципиальную невозможность исчерпывающей замкнутой логики. Остается открытым вопрос о том, не могут ли эти три подхода рассматриваться как три различные формулировки еще более общего принципа. С.н. имеет свой специфический метод исследования, и это не позволяет рассматривать ее как мертвый придаток математической статистики. По этому поводу В.С. Немчинов писал: «Статистику в целом Юл неправильно трактует как науку не материальную, а методологическую –как теорию, в которой последовательно излагаются статистические методы. Математическая статистика …не является общественной наукой, не есть часть социально-экономической статистики, а составляет одну из отраслей прикладной математики. Все отрасли математики сходны по совершенно абстрактному («математическому») характеру своих научных положений, специфика же каждой отрасли ее отражает специфику объективных свойств и черт определенной сферы явлений действительности.
Специфическая задача математической статистики – получить сводные абстрактноколичественные характеристики массовой совокупности при отвлечении от реального содержания явления. Поэтому при определенных условиях категории и методы математической статистики применимы к исследованию массовых совокупностей и в области природы – гл. обр. – и в области общественной жизни – однако в гораздо меньшей степени».
Научный метод социально-экономической статистики, в отличие от математической статистики, развивался и совершенствовался, в процессе статистики генезиса науки, во взаимосвязи и под влиянием развития и видоизменения комплекса социальноэкономических совокупностей как объекта исследования. Он представляет собой сложную комбинацию стохастики (для изучения процессов, вероятностный характер развития которых может быть установлен в результате статистического наблюдения) и метода обоснованных оценок, который имеет приоритетное значение, т.к. позволяет оценивать обобщающие статистические показатели в тех случаях, когда статистическое наблюдение, по тем или иным причинам, невозможно. Стохастический метод С.н. подразумевает использование ряда специфических приемов организации исследования: массового наблюдения статистического, агрегирования информации, метода группировок, расчета обобщающих показателей для сложных совокупностей единиц. Двойственный характер метода С.н. естественным образом обусловлен ее генезисом и, в свою очередь, определяет сложность его применения. Сложность метода статистики придает особое значение практическому освоению системы правил для достижения цели позитивной статистической науки, которое Дж.-М. Кейнс определил как искусство. Искусство статистического анализа широко используется в качестве инструмента познания не только социальных или естественных, но и гуманитарных наук (лингвистика, история, психология). В результате искусство статистического анализа эмпирических данных и позитивную статистическую науку, по выражению Дж.-М. Кейнса, «очень часто смешивают, и это было источником многих вредных ошибок». Путаница, отмеченная Дж.М. Кейнсом, до сих пор широко распространена – даже среди специалистов, и препятствует признанию того, что С.н. – как было показано выше, позитивна и объективна. Трудность проверки статистических гипотез в социально-экономической сфере, необходимость комбинации стохастики с методом обоснованных оценок имеет еще одно серьезное последствие: неправильное понимание роли эмпирических данных в создании теории. Эмпирические данные жизненно важны на двух различных, хотя и тесно связанных, стадиях оценивания статистических гипотез: при их создании и при проверке их обоснованности. Полные и всесторонние микроданные о явлениях, которые подлежат статистическому обобщению, или «объяснению» с помощью некоторой базовой гипотезы, помимо своей очевидной ценности для выдвижения новых гипотез, необходимы, чтобы удостоверить саму возможность применения этой базовой гипотезы для объяснения рассматриваемых явлений. Базовая гипотеза, по крайней мере, не должна противоречить наблюдавшимся ранее фактам и доказанным теоретически имманентным свойствам изучаемых массовых процессов и явлений. Только при таком условии генезис статистики и в дальнейшем будет определяться поступательным развитием процесса накопления и систематизации знаний.
В результате такого перманентного развития совр. С.н., будучи действительно объективной и позитивной, представляет собой систему знаний относительно общих, фундаментальных закономерностей состояния и развития гомогенных социально-экономических совокупностей, которая принимается на основе эмпирической проверки теоретических обобщений экономических явлений и которую можно использовать для предсказания последствий, для характеристик совокупности, изменения наблюдаемых обстоятельств. С.н., как и любая другая, – социокультурный феномен. Это означает, что она зависит от многообразных сил и влияний, действующих в обществе. В результате прогрессу теории С.н., т.е. расширению описанной выше системы знаний, укреплению уверенности в их обоснованности и повышению точности построенных на их основе предсказаний, препятствует отнюдь не только ограниченность человеческих способностей, которая затрудняет любое приобретение нового знания. Развитию С.н. препятствуют и помехи, которые особенно важны в общественных науках, в медицине, но особенно в С.н., в силу широты ее предмета и двойственности ее метода. Речь идет о всеобщем поверхностном знакомстве со статистикой и статистическими показателями, которое порождает презрение к специальному знанию о ней.

Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.1. Методологические основы статистики.