СТАТИСТИЧЕСКИХ ОРГАНОВ ПОЗИЦИЯ

Найдено 1 определение
СТАТИСТИЧЕСКИХ ОРГАНОВ ПОЗИЦИЯ
степень зависимости гос. статистики от директив государства в контексте реализации ее основных организационных принципов, с одной стороны, и зависимости респондента от статистической службы, с другой. В процессе сбора и предоставления статистических данных органы гос. статистики играют роль посредника между респондентами и потребителями информации. Позиция органов официальной статистики в экономике рыночного типа сильная по отношению к потребителю статистических данных, т.к. статистика не зависима от потребителей информации, включая органы гос. управления. Это коренным образом отличается от ее роли в социалистической плановой экономике, когда позиция статистики слабая и зависимая по отношению к государству, осн. потребителю информации, сильная по отношению к респонденту, обязанному предоставлять статистическим органам любую информацию по распоряжению органов гос. управления. Направление информационных потоков показано стрелками 1 и 2 на схеме (см. рис.1).
img width="478" height="150" src="/upload/content/1582184185_23.files/image002.jpg"
Обе стрелки отражают информационные потоки и каналы. С ними сопряжены также и проблемы организации, оказания воздействия и осуществления власти, имеющие различную природу в рыночной экономике и плановой экономике. Из общепринятого хода статистических работ вытекает, что по стрелке 1 происходит передача микроданных. По стрелке 2 передаются макроданные. Одно из существенных различий между социалистической (плановой) и рыночной экономикой, принципиально изменяющее С.о.п., касается круга задач, стоящих перед официальной статистикой, способов работы со статистической информацией и, тем самым, взаимоотношений с респондентами и потребителями данных, которое находит свое отражение в информационных потоках по обеим стрелкам на схеме.
В социалистической стране официальная статистика являлась инструментом контроля за выполнением плана, т.е. статистического наблюдения за реализацией гос. планов в области экономики. Ее осн. задача состояла в обеспечении органов гос. управления информацией, позволяющей сравнивать плановые задания с фактическим положением вещей. Одновременно она служила инструментом не только управления, но и агитации и пропаганды. Поэтому только высшие органы имели право решать, будут ли статистические данные опубликованы для общественного пользования и в какой форме. Микроданные в социалистической системе не были конфиденциальны, они могли использоваться и для нестатистических целей. Макроданные, напротив, нередко были секретны; вопрос об их опубликовании решали партийные органы. Так, напр., данные Всесоюзной переписи нас. 1937 (т.н. репрессированной переписи) так и не были опубликованы.
Для официальной статистики в условиях рыночной экономики практически во всех указанных аспектах характерны прямо противоположные черты. Микроданные конфиденциальны и должны держаться в тайне, а макроданные должны быть доступны для каждого заинтересованного в них потребителя информации, в т.ч. для предпринимателей и нас.. В этом отношении статистические управления (стрелка 2) занимают довольно сильную, независимую позицию в рамках гос. аппарата: их деятельность регулируется законодательством, они не связаны гос. директивами и свободны в подборе материала для публикаций. Статистика и бухгалтерский учет (для контроля деятельности пртий) принципиально разграничены, и статистика служит исключительно для ориентации и анализа в области экономики и общества, следовательно, доступна для каждого. С.о.п. в рыночной экономике создает предпосылки для создания общественной (т.е. финансируемой государством) инфраструктуры в области информации прежде всего, но отнюдь не только с помощью данных.
Четкое разграничение экономического анализа, для которого представляют интерес только макроданные, и функций управления (или контроля), где используются микроданные, желательно также для обеспечения конфиденциальности, независимости и нейтральности официальной статистики и, т.о., повышения доверия к ней. Существует лишь несколько исключительных ситуаций, когда официальная статистика занимает сильную позицию по отношению к респонденту, осуществляя не только учетную или методологическую, но и контролирующую функцию. В определенном смысле информация статистических органов в рыночной экономике служит также для целей контроля, напр., в области банковской статистики, которая исторически развивалась в тесной связи с гос. надзором за банками. Эта связь банковской статистики с функцией надзора за банками делает излишним проведение дублирующих обследований. Учитывая особенности организации внутренней ведомственной статистики, такая взаимосвязь рациональна и оправдана с точки зрения особенностей банковской отрасли в условиях рынка. Поэтому в странах с рыночной экономикой эта отрасль статистики находится не в ведении статистических управлений, а входит в задачу Центрального банка.
Подобная ситуация представляет собой отступление от принципа разграничения статистики и бухгалтерского учета, а также статистики и гос. контроля, напр., за выполнением плана в условиях плановой экономики. Это также является нарушением принципа предметной централизации, согласно которому не должно существовать специализации статистических управлений, которые должны выполнять любые статистические работы во всех областях и, соответственно, воздерживаться от анализа полученных данных. Тем не менее, в условиях разграничения ведомственных и гос. статистических органов, это способствует сохранению нейтральности официальной статистики, и сильной по отношению к потребителю информации позиции, которая обеспечивает, в первую очередь, предоставление широкой, объективной информации, доступной для каждого. Вместе с тем слабость позиции статистических органов по отношению к респонденту и отсутствие полномочий в области контроля, (напр., контроля пр-тий), гарантирует, что официальная статистика не заинтересована в пропаганде определенной политики и не занимает монопольного положения в области анализа данных.
Изложенные различия в задачах и роли официальной статистики вытекают из различий в экономических системах и оказывают со своей стороны влияние на тип данных, подлежащих наблюдению, на используемые статистические методы наблюдения, на степень детализации обследований, охват совокупности наблюдением и на некоторые другие аспекты. В ЭСТ было бы неуместно проводить оценку и обоснование описанных различий. Их следует лишь констатировать, и нетрудно установить их связь с фундаментальными различиями в экономических системах.
Характерная черта плановой социалистической экономики – концентрация власти в области принятия политико-экономических решений в руках органов гос. и муниципального управления. Статистика является здесь их инструментом, она должна информировать политическое руководство, проводить по его заказу специальные обследования и, опираясь на авторитет государства, может также контролировать и дисциплинировать респондентов, обязанных представлять сведения. Так ЦСУ СССР оказывало большое влияние на предоставление срочной, полной и достоверной статистической отчетности пр-тий. В нарушение принципа легальности решения Совета Министров СССР, на основе соответствующего пост. политбюро партии было достаточно для того, чтобы утвердить то или иное статистическое обследование, т.е. предписать его проведение с обязательным предоставлением сведений.
В странах с рыночной экономикой, напротив, статистические управления должны прилагать много усилий, чтобы убедить респондентов в необходимости проведения статистических обследований. При этом респонденты часто рассматривают статистическую отчетность не только как излишнюю нагрузку на свой персонал, но и как вмешательство в личную сферу индивида (физического лица и пр-тия), хотя, возможно, проведение обследований и оправдано информационными потребностями и интересами государства и общественности. Для проведения статистического обследования требуется наличие специальной правовой основы (как правило закона), т.к. довольно длительная в большинстве случаев процедура принятия закона позволяет выявить в парламенте различные позиции относительно сбора тех или иных сведений и достичь разумного компромисса между частными и гос. интересами. Даже в случае проведения обследований с обязательным представлением сведений (что, как правило, характерно для официальной статистики, в отличие от статистики альтернативной, неофициальной), позиция статистического управления по отношению к респондентам не очень сильна. В большинстве случаев статистические органы пытаются избегать конфликтов и стремятся к сотрудничеству, по возможности, на основе добровольности и взаимного доверия между статистическим управлением и респондентом. Позиция статистических органов в условиях рыночной экономики создает условия для реализации статистическими органами двойственных целей и задач. При сборе микроданных они действуют в качестве гос. органа, будучи частью исполнительной власти. В сфере социально-экономического анализа данных они выступают в роли н-и. ин-та, и в этом отношении конкурируют также с другими учреждениями, прежде всего, с так наз. неофициальной (альтернативной) статистикой.

Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.3. Организация официальной статистики.