отрасль статистики, изучающая деятельность в сфере услуг с помощью статистических методов и количественного анализа.. Разнообразие видов деятельности, относящихся к сфере услуг, обуславливает двухпотоковую систему статистического наблюдения в этой области. Особенности того или иного вида услуг являются предметом исследования соответствующей отраслевой статистики (статистики транспорта, связи, торг., здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хоз-ва и т.п.), формирующей гл. обр. натуральные показатели. Стоимостные обобщающие характеристики реализации услуг изучаются С.у.
Исходя из этого, предметом исследования С.у. является сфера услуг как сводная обобщающая категория, охватывающая воспроизводство различных видов услуг, статистически отражаемая реализацией услуг в стоимостном выражении в разрезе группировок по различным классификационным признакам. В решении задач С.у. важная роль отводится системе показателей, которые взаимосвязаны и ориентированы на достижение цели исследования. Система показателей строится на единых методологических принципах, что является необходимой предпосылкой их сопоставимости. Важной характеристикой системы показателей является ее компактность.
Система показателей С.у. состоит из шести блоков.
Первый блок системы составляют осно. статистические показатели, отражающие состояние и развитие сферы услуг. Они базируются, прежде всего, на построении обобщающих макроэкономических показателей развития данного вида экономической деятельности на различных стадиях процесса воспроизводства во взаимной увязке с соответствующими показателями других секторов экономики, а также с гл. макроэкономическими агрегатами. Группа таких обобщающих показателей является составляющей системы национальных счетов (СНС), дающих возможность отслеживания и оценок постадийного воспроизводства услуг, анализа соответствующих динамических и региональных показателей, а также проведения междунар. сопоставлений.
Показатели выпуска услуг, образующие второй блок системы, представлены группой показателей, характеризующих результаты производственной деятельности сферы услуг в целом и отдельных ее отраслей, различных типов пр-тий и орг- ций, а также физических лиц. Важное место в этом блоке занимает группа разноуровневых показателей по оценке затрат и эффективности деятельности пр- тий различных отраслей сферы услуг, а также отражающих финансово- экономическую стабильность их функционирования.
В третий блок выделены показатели, характеризующие хозяйствующие субъекты в сфере услуг: их количество, осн. фонды, численность работников, оплату труда.
Самостоятельный (четвертый) блок показателей отведен оценкам уровня удовлетворения потребностей общества, различных социально-экономических групп нас. в отдельных видах услуг, в т.ч. в региональном разрезе. Важнейший показатель этого блока- объем платных услуг нас. Он одновременно отражает объем удовлетворенного спроса (и в этом смысле является социальным индикатором) и объем выручки, полученный от реализации платных услуг (и в этом смысле характеризует экономический результат функционирования рынка услуг).Из всех показателей С.у. этот показатель является наиболее востребованным.
Динамику объема платных услуг в сопоставимых ценах характеризует индекс физического объема платных услуг нас. Большое значение для оценки и анализа развития сферы услуг и социально-экономического положения различных групп нас. имеют показатели расходов на услуги в прожиточном минимуме и в рациональном потребительском бюджете.
Пятый блок системы включает показатели статистики цен и тарифов на услуги. Цена- важнейшая категория рынка и важнейший инструмент его регулирования, уравновешивания спроса и предложения, развития конкуренции и конкурентоспособности.Показатели уровня и динамики цен исследуются во взаимосвязи с показателями покупательной способности рубля, инфляции, денежных доходов нас. и стоимости жизни.
И, наконец, шестой блок системы предусматривает междунар. сопоставления показателей в области услуг в рамках междунар. сопоставлений рос. экономики с экономиками других стран.Показатели сравнительной оценки деятельности сферы услуг России со сферами услуг других стран мира основываются на использовании принятых в междунар. статистической практике методик расчетов сравниваемых показателей, а также паритета покупательной способности рубля в отношении доллара США или другой валюты, используемой в междунар. сопоставлениях.
Переход России на мировую практику статистики дает возможность осуществления широкого спектра междунар. сопоставлений: показателей произ-ва, финансовых результатов, числа пр-тий, используемых в них фондов, численности работников, удовлетворения потребностей нас. и общества в услугах. Важной особенностью услуг является возможность их классификации по различным признакам. По субъекту конечного назначения услуги подразделяются на личные (для индивидуального потребления домашним хоз-вом или его отдельными членами) и общественные (для коллективного потребления всем обществом, отдельными коллективами).
По категориям потребителей: потребленные нас. (потребитель – домохозяйство или отдельные его члены, конечное потребление) и потребленные орг-циями (потребитель- институционная единица, которая потребляет данную услугу в процессе произ-ва своей продукции, промежуточное потребление). По форме реализации: рыночные (платные) (оказываются за плату по ценам, покрывающим издержки и обеспечивающим прибыль) и нерыночные (бесплатные) (финансируются из бюджета или общественными орг-циями, как правило, они социально ориентированы и потребляются либо обществом в целом, либо домашними хоз-вами).
По общественной форме организации труда: выполненные орг-цией (производителями выступают орг-ции любой организационно-правовой формы и любой формы собственности, как специализирующиеся на оказании услуг, так и занимающиеся оказанием услуг в дополнение к своей осн. деятельности) и выполненные индивидуальным предпринимателем (производителями выступают граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на индивидуальной основе). По функции, выполняемой в общественном разделении труда и удовлетворении потребностей нас. и общества: выпуск услуг классифицируется по видам экономической деятельности на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД); платные услуги нас.- по видам услуг на основе Общероссийского классификатора услуг нас. (ОКУН).
По источнику получения статистических сведений: от производителей услуг (статистическое наблюдение за деятельностью хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги) и от потребителей услуг (обследование бюджетов домашних хоз-в). Деление услуг на рыночные и нерыночные вызывает необходимость их четкого разграничения. По рекомендации Статистической Комиссии ООН рыночными считаются все услуги, которые реализуются по экономически значимым ценам, т.е. ценам, которые покрывающим не менее 50% издержек на оказание данной услуги.
В соответствии с характером потребления (т.е. кому оказываются услуги) из рыночных услуг можно выделить рыночные потребительские услуги (т.е. услуги, предназначенные для личного потребления гражданами) и услуги, оказанные предпринимательским структурам («услуги для бизнеса»). Для разграничения услуг по видам в статистической практике используется ОКУН. При исследовании услуг нас. целесообразно выделить приоритетные по значимости и массовости услуги. К наиболее важным видам услуготносятся: жилищно-коммунальные, транспортные, услуги связи, бытовые, услуги системы образования, медицинские, гостиничные, услуги культуры, правового характера. Услуги расположены по убывающей степени предпочтительности для нас. Это означает, что платные услуги 1-й и 2-й групп обладают меньшей степенью эластичности от величины покупательной способности нас. по сравнению с услугами остальных групп. К какой бы классификационной группе та или иная услуга не относилась, ее можно рассматривать как отдельную компоненту системы предоставления услуг.
Статистическое исследование эффективности произ-ва товаров и услуг проходило в 1970–80. В его разработку значительный вклад внесли ученые- статистики: В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова, Г.Д. Кулагина, В.М. Рябцев, П.Я. Октябрьский, Б.Т. Рябушкин, Э.Б. Фигурнов, О.Ф. Чистик и др. Зарубежные исследования с использованием С.у. в области маркетинга проводились Ф. Котлером, Дж. Хэмилтоном, Г. Армстронгом, К. Келлером, Р. Райтом. Переход к рыночной экономике и междунар. методологии ее статистической характеристики на основе национального счетоводства изменил представление о самом содержании и границах производственной деятельности, включив в нее сферу услуг, определил новые показатели, их содержание и методику расчета, существенно расширив границы анализа эффективности произ-ва и вызвав необходимость пересмотра и развития ее методологии.
Природа явлений, изучаемых С.у. предполагает использование многомерного статистического анализа, значительный вклад в методологию которого внесли A.M. Дубров, B.C. Мхитарян, В.А. Прокофьев, Ю.В. Сажин, Л.И. Трошин и др. Следует отметить труды исследователей, заложивших основы региональной статистики товаров и услуг, что может быть признано как принципиально новое явление в статистической науке, таких как Е.В. Зарова, В.М. Рябцев, О.Ф. Чистик, Г.И. Чудилин и др.