СТАТИСТИКИ КАЧЕСТВО
СТАТИСТИКИ КАЧЕСТВО
совокупность признаков и свойств статистической информации (макроданных), определяющих способность статистики удовлетворить заявленные или подразумеваемые информационные потребности пользователей. В рамках взаимодействия между производителем и потребителем статистических данных определяется приемлемое для обоих качество статистической информации. МВФ разработал и утвердил официальные документы, используемые странами – участницами в качестве основы оценки качества данных. Основа оценки МВФ качества данных разработана для важнейших отраслей экономической и социальной статистики: для индекса цен производителей, для статистики внешнего долга, для статистики гос. финансов, для статистики национальных счетов, для статистики платежного баланса, а также по статистике доходов домохозяйств для анализа проблемы бедности. Все эти документы представлены в открытом доступе на сайте МВФ (на рус. языке), что позволяет всем заинтересованным органам и орг-циям, в т.ч. национальным статистическим службам, использовать их для совершенствования статистической деятельности. МВФ выполняет координирующую функцию в области обеспечения качества статистической деятельности и разработки критериев оценки С.к. В соответствии с официальными документами МВФ, к стандартным индикаторам качества статистической информации, принятым в статистической практике, относятся: точность и пунктуальность при выпуске различной статистической информации, доступность и ясность данных, сопоставимость данных во времени и в пространстве (наличие достаточно продолжительных временных рядов). Точность применительно к статистическим данным означает близость расчетных значений к точным или подлинным значениям переменных. При этом выделяют ошибки двух видов, которые могут повлиять на точность результатов – ошибки выборки и прочие ошибки. Поэтому качество статистических обследований и статистических материалов принято определять по соответствующим критериям: адекватность, точность оценок, своевременность и пунктуальность в распространении результатов, доступность и ясность информации, сопоставимость статистических данных, согласуемость, стоимостные ограничения и нагрузка статистическая на респондентов. Следует отметить, что стоимостные ограничения и статистическая нагрузка на респондентов не входят в систему критериев качества статистической информации, определенную междунар. стандартами. Несмотря на то, что они не являются мерой качества, ресурсы, выделенные на произстатистических данных, выступают в роли ограничителя качества. Поэтому указанные критерии могут быть использованы как косвенная оценка качества статистики, расширяющая междунар. систему критериев. Адекватность статистики означает удовлетворения информационных потребностей пользователей. Определение степени адекватности зависит от позиции статистических органов по отношению к респонденту и потребителю информации, особенно в тех случаях, когда единица статистическая обследования и потребитель информации совпадают. Точность оценок определяется как степень близости полученной оценки измеряемой (или рассчитанной) величины к реальной величине признака в совокупности. Этот аспект качества широко изучался многими зарубежными статистиками. Классификация ошибок предложена такими учеными, как Гроувс (1989), Лесслер и Калсбеек (1992), Серндаль, Свенсон и Ретман (1992), Бимер и Феско (1995): ошибки выборки (расчетные величины дисперсий, стандартные отклонения, доверительные интервалы, коэффициенты вариации, и т.д.); ошибки, не связанные с выборкой; ошибки основы выборки; ошибки измерения; ошибки обработки данных; ошибки, связанные с отсутствием ответов; ошибки предположений модели. Внимание статистиков сосредоточено гл. обр. на ошибках выборки. Оценки точности публикуемых статистических данных обычно предусматривают только ошибки выборки. Исследование не связанных с выборкой ошибок идет быстрыми темпами, и уже разработаны методы оценок таких ошибок. Своевременность и пунктуальность в распространении результатов определяют качество статистической деятельности, т.к. большинство пользователей нуждаются в актуальных данных, публикуемых к предварительно установленным срокам. Обычно пользователи требуют, чтобы статистическая информация производилась в миним. сроки, публиковалась сразу же по формировании макроданных и, если возможно, регулярно. Чтобы статистическая информация производилась в кратчайшие сроки, требуется применение эффективной техники. Чтобы сократить до минимума период произ-ва статистических данных, требуется контролировать весь процесс сбора, оценки и распространения данных. Доступность и ясность информации характеризуют форму представления макроданных и способы визуализации статистического материала: статистические данные наиболее ценны, если они доступны для понимания и представлены в той форме, которая необходима пользователям. В потоке информации распространение – очень важный этап. Иметь «хорошие статистические материалы», складируемые в статистических учреждениях, недостаточно. Их следует облечь в адекватную форму и сделать достоянием всех потенциальных пользователей: во-первых, пользователи должны иметь возможность без труда узнавать, какие статистические материалы имеются, во-вторых, доступ к статистическим материалам должен быть физически удобен, в-третьих, статистические данные должны сопровождаться необходимой информацией об используемых методах. Сопоставимость (согласуемость) статистических данных означает, что методология оценки (статистическая структура) показателей позволяет проводить достоверные сопоставления во времени и в пространстве – при этом статистические данные наиболее полезны для потребителя информации. Сравнительный аспект предусматривает в т.ч. сопоставимость статистических данных между разными странами для агрегирования на Европейском уровне. Между национальными понятиями и европейскими определениями могут иметься расхождения, которые должны быть подробно описаны и проанализированы. Сопоставимость не ограничивается сопоставимостью внутри ЕС: Евростату необходимо оценивать сопоставимость статистических данных ЕС с данными других стран (США, Японии). Статистические данные, происходящие из одного источника, согласуемы в том смысле, что их можно объединять в более сложные без ущерба для достоверности результатов. Согласованность статистической информации означает, что данные, представляемые пользователю, взаимосвязаны и непротиворечивы. Согласованность статистических данных обеспечивается использованием стандартных статистических единиц, единых методологических подходов, классификаторов. Основу совместимости статистических данных в настоящее время составляют определения, критерии и концепции системы национальных счетов (СНС). Затраты ресурсов, выделенных на произ-во статистических данных, не являясь мерой качества, выступают в роли ограничителя качества. В процессе определения С.к. рекомендуется рассматривать две составляющие затрат: расходы статистической службы и расходы отчетных единиц (респондентов), которые включают не только материальные, но и нематериальные (напр., затраты времени) компоненты. Поэтому дополнительный критерий качества статистики – нагрузка статистическая на респондентов. Стремясь к совершенствованию статистики, всегда учитывают, что расходы на организацию нового обследования могут быть намного выше, чем расходы на уже существующее обследование. Существенно сокращает не только стоимость статистики, но и нагрузку статистическую на респондентов использование адм. данных и развитие регистровой статистики.
Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.1. Методологические основы статистики.