СТАТУСОВ СОЦИАЛЬНЫХ ТИПЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СТАТУСОВ СОЦИАЛЬНЫХ ТИПЫ
совокупность характерных качественных черт, присущих разным группам С.с. Разнообразие С.с. можно свести к нескольким типам, выделенным по степени институционализации (по форме) и по способу формирования. Институционализация сфер деятельности проявляется в формальном - юридическом или административном закреплении - С.с. Поэтому все статусы могут быть разделены на формализованные и неформализованные. Статусные позиции (права, полномочия, обязанности) первого типа статусов четко определены и основаны на законах или инструкциях (напр., директор завода, глава коммерческой фирмы, студент, председатель профсоюзного комитета, муж, мать). Статусные позиции второго типа статусов (права и обязанности) здесь имеют размытый, нечеткий характер и определяются общественным мнением, а потому могут быть неустойчивыми. Неформализованные статусы возникают в сфере неинституционализированных отношений (напр., в компании приятелей, в микрогруппах - спортивной команде, студенческой группе, в школьном классе, в соседском поселении). По способу освоения статуса индивидом все С.с. делятся на предписанные (аскриптивные) и достигаемые. Аскриптивные статусы приобретаются человеком самим фактом рождения (напр., пол, национальность, возрастные характеристики, положение в кругу родственников). Их обретение не требует специальных усилий, за исключением содержательного освоения полномочий, обязанностей, норм и правил поведения. Достигаемые статусы не даются фактом рождения, а предполагают специальные усилия индивида, нацеленные на овладение социальной позицией, связанной по большей части с профессией и публичной деятельностью (напр., статус учителя, студента, офицера, депутата), к достигательным статусам относится также и ряд семейных позиций (муж, жена, отец, мать и др.). В современном обществе социальные позиции индивида определяются, главным образом, его достижениями в области образования, ростом квалификации (закрепленным сертификатами и дипломами), успешности в коммерческих предприятиях или бизнесе, что связано с переходом общества на фазу информационного развития.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

СТАТУСОВ СОЦИАЛЬНЫХ ТИПЫ
разнообразие С.с. можно свести в несколько типов, выделенных по степени институционализации (по форме) и по способу формирования. Институционализация сфер деятельности проявляется в формальном — юридическом или административном — закреплении социальных позиций (статусов). Поэтому все статусы могут быть разделены на формализованные и неформализованные. Директор завода, глава коммерческой фирмы, студент, председатель профсоюзного комитета, муж, мать представляют собой примеры формализованных статусов. Права, полномочия, обязанности этих статусов четко определены и основаны на законах или инструкциях. Неформализованные статусы возникают в сфере неинституционализированных отношений — в компании приятелей, в микрогруппах (спортивной команде, студенческой группе, в школьном классе), в соседском поселении. Статусные позиции (права и обязанности) здесь имеют размытый, нечеткий характер и определяются общественным мнением, а потому могут быть неустойчивыми. Если данные неформальные позиции являются важными для человека, он целенаправленно или неосознанно стремится их подтвердить и укрепить формальным статусом. Так, например, признанное со стороны окружающих профессиональное мастерство человек стремится подтвердить сертификатом или дипломом. Все С.с. можно разделить еще на два типа — предписанные (аскриптивные) и достигательные. В основе этой типологии лежит способ освоения статуса индивидом. Аскриптивные статусы приобретаются человеком самим фактом рождения. К ним можно отнести пол, национальность, возрастные характеристики, положение в кругу родственников. Их обретение не требует специальных усилий за исключением содержательного освоения полномочий, обязанностей, норм и правил поведения. Данные статусы формируются традиционным об-вом, все соц. институты к-рого основываются на аск-риптивном принципе. Профессиональные позиции, обретение мастерства в которых требует специального обучения, передаются по наследству. Достигательные статусы не даются фактом рождения, а предполагают специальные усилия индивида, нацеленные на овладение соц. позицией. Это позиции, связанные, большей частью, с профессией и публичной деятельностью — статус учителя, студента, офицера, депутата. К достигательным статусам относится и ряд семейных позиций — муж, жена, отец, мать и др. Соотношение в соц. структуре аскрип-тивных и достигательных статусов может рассматриваться как индикатор соц.-экономического уровня развития об-ва. Чем более экономически развито об-во, тем больше в его соц. структуре достигательных статусов и тем в большей степени они определяют соц. динамику. В современном об-ве соц. позиции индивида определяются, большей частью, его достижениями в области образования, ростом квалификации (закрепленным сертификатами и дипломами), успешности в коммерческих предприятиях или бизнесе, что коррелирует с переходом общества на фазу информационного развития. Однако и для совр. об-ва характерно достижение тех или иных позиций с опорой на аскриптивные хар-ки. Это утверждение верно для распределения индивидов в высших этажах властных и финансовых корпораций. Тенденция овладевать достиженческими позициями с помощью аскриптивных механизмов, распространена также в условиях взаимодействия в границах одной страны народов с традиционалистски-аскриптивной культурой и народов с совр. самоорганизацией, основывающейся на атомизированных индивидах. Традиционно-аскриптивная культура оказывает искажающее воздействие на совр. об-во, что проявляется в характере социальной мобильности: овладение ведущими достигательными социальными статусами становится возможным благодаря аскриптивной мотивации. Доминирование достигательных статусов оказывает влияние на содержание аскриптивных статусов. Их функциональное выполнение становится более вариативным. Родственные статусы (напр.: старшего или младшего сына в семье) жестко закреплены в традиционном об-ве (через наследственные права, обязанности по отношению к родителям) и подвижны — в индустриальном об-ве.
Литг : 1) Мостовая И.В. Социальное расслоение: символический мир метаигры. М., 1996; 2) Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М.,1995; 3) Смелзер Н. Социология. М., 1994; 4) Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1994. Г.С.Денисова

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001