обобщенные, устойчивые представления о наиболее характерных чертах какого-либо народа, нации, этнической группы. Применяются для характеристики народа в целом, но, как правило, автоматически распространяются и на отдельных его представителей в ситуациях первого знакомства. Адекватно могут использоваться только в межгрупповых отношениях для быстрой ориентации в ситуации и определения людей как представителей той или иной нации. В отличие от ситуации первого знакомства, в условиях межличностного общения срабатывают другие социально-психологические механизмы. С.н. принято также подразделять на автостереотипы (то, что люди думают о своем народе) и гетеростереотипы (представления о других народах). Последние являются наиболее критичными и служат источником национальных предрассудков и предубеждений. Вместе с тем, для многих народов характерно критическое отношение к своей куль туре и высокая оценка чужой. Так, в отличие от греков, немцев, американцев, индусов, высоко оценивающих свою культуру, например, канадцы отдают предпочтение англичанам, а японцы высоко оценивают американцев, но убеждены в своей самобытности, одна из сторон которой — их интеллектуальное превосходство и сила интуиции. Национальные стереотипы — неотъемлемый элемент национального самосознания, влияющий на психологию восприятия и поведение людей в меж
культурном взаимодействии. Др филос. наук Р. И. Мамина.