СТИЛЬ РУКОВОДСТВА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
Типичная для руководителя система способов, приемов воздействия на подчиненных, подготовки, принятия и контроля управленческих решений.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.

Стиль руководства
способ обращении руководителей с подчиненными в процессе исполнения служебных обязанностей. По К. Левину различают три типа стилей руководства: 1) демократический (коллегиальный); 2) директивный (авторитарный, единоличный) и 3) попустительствующий (либеральный, анархический, пассивный).

Источник: Терминологический словарь карьеры. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана 2014

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
англ. style of management; нем. Fuhrungsstil/Leitungsstil. Типичная для руководителя система приемов воздействия на подчиненных. К. Левин выделял три типа С. р.: авторитарный (жесткие методы управления, пресечение любой инициативы и обсуждения принимаемых решений и т. д.), демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы и т. д.) и анархичный (отказ от управления, устранение от руководства и т. п.).

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
систематическое проявление к.-л. личных качеств руководителя в его отношениях с подчиненными, в способах решения деловых проблем. Рамки организации формальной (см.) составляют нек-рый диапазон для выбора руководителем той или иной линии служебного поведения по отношению к подчиненным ему работникам и служебным задачам. Сознательный выбор или спонтанные колебания в этих рамках неизбежны и зависят от ндивидуальности руководителя - его культур, установок, характера, опыта, знаний и т. д., т. е. детерминируются психологич. и социокультурными факторами, присущими как руководителю, так и коллективу, профессии, региону. Различают следующие основные С.р.: авторитарный - руководитель не считается с мнением подчиненных, навязывает им свою волю; Демократический - подчиненные привлекаются к выработке общих решений; слабый - руководитель самоустраняется от руководства, его влияние в коллективе незначительно, слабо выражено. С.р. тесно связан с культурой управления. А.И. Пригожин.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Стиль руководства
лат. stylus – стерженек для письма) – совокупность приемов управления. Три основных С.р.: автократический, демократический и попустительствующий. Автократический С. исходит из того, что все люди - лодыри, не хотят добросовестно работать, боятся ответственности, мечтают лишь о большом заработке. Исповедующие его руководители применяют по отношению к работникам жесткие меры воз­действия и контроля, а управленческие решения принимают непосредственно сами. Демократический С., наоборот, предполагает, что люди являются добросовестными работниками, заинтересованными в своем труде и поэтому по отношению к персоналу чаще применяют не методы наказания, а морального поощрения и материального вознаграждения. Использующие его руководители, понимая, что работники - главная производительная сила любого коллектива, делают упор на сознательное во­влечение трудящихся в принятие управленческих решений, самоконтроль и развитие в них социальных потребностей высшего уровня (творчество, само­выражение и т.д.).
Попустительствующий (либеральный, анархический) С. управления характеризуется недооценкой принципа единоначалия, склонно­стью пускать дело на самотек. Руководитель при этом периодиче- ски принимает доминирующую в коллективе точку зрения и не вникает в смысл происходящих процессов. Практика показывает, что автократический С. управления применяется чаще всего при низкой культуре и квалификации персонала. Де­мократический - более эффективен в развитых группах, где работники инициативны, обладают высокой общей и профессиональной культурой. В современном демократическом социальном государстве преобладает демократический С.р.

Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
1) важная характеристика системы управления организации; 2) понятие, введенное для обозначения индивидуальных особенностей (манеры) поведения руководителя (см.: Организационное поведение; Руководство), которое характеризует вариативность исполнения работником формальных должностных ролей (см.: Формальная (официальная) организация; Статус работника в организации). С. Р. формируется в результате оценки руководителем ситуации и типа задач, решаемых его подразделением, и выступает одним из оснований для классификации стиля организации и управления с учетом его поведенческих особенностей (см. Классификация стилей организации и управления).
Начало работ в этом направлении связано с исследованиями стиля лидерства у детей, проводившимися К. Левином в рамках психологических поведенческих концепций (см. Лидерство в организации). Данные концепции предопределили методологию подобных исследований. Специфика подхода заключалась в том, чтобы найти единственно правильный и оптимальный С. Р. как для достижения организационных целей, так и установления благоприятных отношений в коллективе (см. Нормативистские подходы в теории организации). Взяв за основу классификации стилей лидерства степень программирующих воздействий лидера на группу, К. Левин выделил три стиля лидерства: автократический (жестко программирующий), демократический (промежуточный) и либеральный (ориентированный на минимальное вмешательство в поведение группы). Он пришел к выводу, что демократический стиль является оптимальным, поскольку предусматривает ориентацию и на целедостижение, и на благоприятные отношения с группой (см. Целеполагание в организации).
До середины 60-х гг. доминировала концепция, в которой С. Р. обусловливался индивидуальными особенностями поведения руководителя. Развитие этой концепции сопровождалось поиском оснований для определения оптимального С. Р. и критериев оценки его эффективности. К числу наиболее известных ее исследователей относятся Д. МакГрегор, Р. Лайкерт, Р. Блэйк, Д. Моутон и др. Так, например, Р. Блэйк и Д. Моутон использовали для определения оптимального С. Р. два основания (оси): учет интересов коллектива и учет интересов производства. Они выделили пять С. Р. получивших метафорические наименования. Четыре из них: «подчинение руководителю», «коллективное управление», «управление загородным клубом», «нищета управления» — представляли собой комбинации крайних позиций по двум указанным осям, а пятый, определяемый как оптимальный, получил наименование сбалансированного.
С конца 60-х гг. доминирующей методологией в исследованиях С. Р. становится ситуационный подход (см. Ситуационный подход), который основывался не на индивидуальных характеристиках руководителя, а на показателях конкретной ситуации. Впервые эта проблема в рамках данного подхода была затронута в работах Р. Стогдилла. Ее дальнейшие разработки связаны с именами Ф. Фидлера, Т. Митчелла и Р. Хауса, П. Херши, К. Бланшара и др., которые предложили разнообразные модели определения С. Р. Отличительными чертами являются принципиальный отказ от поисков универсального и оптимального С. Р. и рассмотрение условий для применения различных стилей.
Так, в модели Ф. Филлера выделены три фактора, определяющих поведение руководителя: его отношение с членами коллектива; структура решаемых им задач; должностное положение. На основе возможных сочетаний этих факторов выбирается оптимальный С. Р. применительно к конкретной ситуации. В модели П. Херши и К. Бланшара (см. Теория жизненных циклов организации) за основу выбора С. Р. принимается уровень развития группы. При этом задаются две оси, по которым определяется реальный С. Р. (ориентация на взаимоотношения в группе и на решение задач) и выделяются четыре возможных С. Р. Оправданность выбора С. Р. зависит от «зрелости группы», под которой понимаются ее готовность и способность к самостоятельной деятельности и взаимодействию. Существуют и другие ситуационные подходы к определению С. Р.

Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF

Эффективный стиль руководства командиров учебных подразделений

Лебедев Максим Алексеевич
В статье рассматриваются современные стили руководства командиров учебных подразделений. Характеризуются вклады российских и зарубежных ученых. Приводятся примеры востребованности высокого уровня профессиональной компетенции.
Читать PDF

Стиль руководства как фактор эффективного менеджмента сферы культуры

Юдина А.И.
В статье автор рассматривает актуальную проблему эффективного менеджмента сферы культуры.
Читать PDF

Стиль руководства в малых группах и его связь с мотивацией и социально-психологическим климатом

Карпов В. В.
Исследование автора по малым группам организации предлагает теоретическое обоснование и эмпирическое подтверждение взаимосвязи стиля руководства, мотивации и социально-психологического климата.
Читать PDF

Педагогический стиль руководства как фактор образовательной среды, влияющий на психологическую безоп

Беляева Т. Б., Беляева П. И.
Состояние психологической безопасности младшего школьника определяется многими факторами образовательной среды.
Читать PDF

Стиль руководства как фактор социально-психологического климата коллектива и удовлетворенности работ

Нечепоренко О. П.
Анализируется взаимосвязь стиля руководства, удовлетворенности работой сотрудниками и социально-психологического климата в двух реально существующих организациях.

Похожие термины: