СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
Типичная для руководителя система способов, приемов воздействия на подчиненных, подготовки, принятия и контроля управленческих решений.
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.
Стиль руководства
способ обращении руководителей с подчиненными в процессе исполнения служебных обязанностей. По К. Левину различают три типа стилей руководства: 1) демократический (коллегиальный); 2) директивный (авторитарный, единоличный) и 3) попустительствующий (либеральный, анархический, пассивный).
Источник: Терминологический словарь карьеры. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана 2014
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
англ. style of management; нем. Fuhrungsstil/Leitungsstil. Типичная для руководителя система приемов воздействия на подчиненных. К. Левин выделял три типа С. р.: авторитарный (жесткие методы управления, пресечение любой инициативы и обсуждения принимаемых решений и т. д.), демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы и т. д.) и анархичный (отказ от управления, устранение от руководства и т. п.).
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
систематическое проявление к.-л. личных качеств руководителя в его отношениях с подчиненными, в способах решения деловых проблем. Рамки организации формальной (см.) составляют нек-рый диапазон для выбора руководителем той или иной линии служебного поведения по отношению к подчиненным ему работникам и служебным задачам. Сознательный выбор или спонтанные колебания в этих рамках неизбежны и зависят от ндивидуальности руководителя - его культур, установок, характера, опыта, знаний и т. д., т. е. детерминируются психологич. и социокультурными факторами, присущими как руководителю, так и коллективу, профессии, региону. Различают следующие основные С.р.: авторитарный - руководитель не считается с мнением подчиненных, навязывает им свою волю; Демократический - подчиненные привлекаются к выработке общих решений; слабый - руководитель самоустраняется от руководства, его влияние в коллективе незначительно, слабо выражено. С.р. тесно связан с культурой управления. А.И. Пригожин.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Стиль руководства
лат. stylus – стерженек для письма) – совокупность приемов управления. Три основных С.р.: автократический, демократический и попустительствующий. Автократический С. исходит из того, что все люди - лодыри, не хотят добросовестно работать, боятся ответственности, мечтают лишь о большом заработке. Исповедующие его руководители применяют по отношению к работникам жесткие меры воздействия и контроля, а управленческие решения принимают непосредственно сами. Демократический С., наоборот, предполагает, что люди являются добросовестными работниками, заинтересованными в своем труде и поэтому по отношению к персоналу чаще применяют не методы наказания, а морального поощрения и материального вознаграждения. Использующие его руководители, понимая, что работники - главная производительная сила любого коллектива, делают упор на сознательное вовлечение трудящихся в принятие управленческих решений, самоконтроль и развитие в них социальных потребностей высшего уровня (творчество, самовыражение и т.д.).
Попустительствующий (либеральный, анархический) С. управления характеризуется недооценкой принципа единоначалия, склонностью пускать дело на самотек. Руководитель при этом периодиче- ски принимает доминирующую в коллективе точку зрения и не вникает в смысл происходящих процессов. Практика показывает, что автократический С. управления применяется чаще всего при низкой культуре и квалификации персонала. Демократический - более эффективен в развитых группах, где работники инициативны, обладают высокой общей и профессиональной культурой. В современном демократическом социальном государстве преобладает демократический С.р.
Попустительствующий (либеральный, анархический) С. управления характеризуется недооценкой принципа единоначалия, склонностью пускать дело на самотек. Руководитель при этом периодиче- ски принимает доминирующую в коллективе точку зрения и не вникает в смысл происходящих процессов. Практика показывает, что автократический С. управления применяется чаще всего при низкой культуре и квалификации персонала. Демократический - более эффективен в развитых группах, где работники инициативны, обладают высокой общей и профессиональной культурой. В современном демократическом социальном государстве преобладает демократический С.р.
Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
1) важная характеристика системы управления организации; 2) понятие, введенное для обозначения индивидуальных особенностей (манеры) поведения руководителя (см.: Организационное поведение; Руководство), которое характеризует вариативность исполнения работником формальных должностных ролей (см.: Формальная (официальная) организация; Статус работника в организации). С. Р. формируется в результате оценки руководителем ситуации и типа задач, решаемых его подразделением, и выступает одним из оснований для классификации стиля организации и управления с учетом его поведенческих особенностей (см. Классификация стилей организации и управления).
Начало работ в этом направлении связано с исследованиями стиля лидерства у детей, проводившимися К. Левином в рамках психологических поведенческих концепций (см. Лидерство в организации). Данные концепции предопределили методологию подобных исследований. Специфика подхода заключалась в том, чтобы найти единственно правильный и оптимальный С. Р. как для достижения организационных целей, так и установления благоприятных отношений в коллективе (см. Нормативистские подходы в теории организации). Взяв за основу классификации стилей лидерства степень программирующих воздействий лидера на группу, К. Левин выделил три стиля лидерства: автократический (жестко программирующий), демократический (промежуточный) и либеральный (ориентированный на минимальное вмешательство в поведение группы). Он пришел к выводу, что демократический стиль является оптимальным, поскольку предусматривает ориентацию и на целедостижение, и на благоприятные отношения с группой (см. Целеполагание в организации).
До середины 60-х гг. доминировала концепция, в которой С. Р. обусловливался индивидуальными особенностями поведения руководителя. Развитие этой концепции сопровождалось поиском оснований для определения оптимального С. Р. и критериев оценки его эффективности. К числу наиболее известных ее исследователей относятся Д. МакГрегор, Р. Лайкерт, Р. Блэйк, Д. Моутон и др. Так, например, Р. Блэйк и Д. Моутон использовали для определения оптимального С. Р. два основания (оси): учет интересов коллектива и учет интересов производства. Они выделили пять С. Р. получивших метафорические наименования. Четыре из них: «подчинение руководителю», «коллективное управление», «управление загородным клубом», «нищета управления» — представляли собой комбинации крайних позиций по двум указанным осям, а пятый, определяемый как оптимальный, получил наименование сбалансированного.
С конца 60-х гг. доминирующей методологией в исследованиях С. Р. становится ситуационный подход (см. Ситуационный подход), который основывался не на индивидуальных характеристиках руководителя, а на показателях конкретной ситуации. Впервые эта проблема в рамках данного подхода была затронута в работах Р. Стогдилла. Ее дальнейшие разработки связаны с именами Ф. Фидлера, Т. Митчелла и Р. Хауса, П. Херши, К. Бланшара и др., которые предложили разнообразные модели определения С. Р. Отличительными чертами являются принципиальный отказ от поисков универсального и оптимального С. Р. и рассмотрение условий для применения различных стилей.
Так, в модели Ф. Филлера выделены три фактора, определяющих поведение руководителя: его отношение с членами коллектива; структура решаемых им задач; должностное положение. На основе возможных сочетаний этих факторов выбирается оптимальный С. Р. применительно к конкретной ситуации. В модели П. Херши и К. Бланшара (см. Теория жизненных циклов организации) за основу выбора С. Р. принимается уровень развития группы. При этом задаются две оси, по которым определяется реальный С. Р. (ориентация на взаимоотношения в группе и на решение задач) и выделяются четыре возможных С. Р. Оправданность выбора С. Р. зависит от «зрелости группы», под которой понимаются ее готовность и способность к самостоятельной деятельности и взаимодействию. Существуют и другие ситуационные подходы к определению С. Р.
Начало работ в этом направлении связано с исследованиями стиля лидерства у детей, проводившимися К. Левином в рамках психологических поведенческих концепций (см. Лидерство в организации). Данные концепции предопределили методологию подобных исследований. Специфика подхода заключалась в том, чтобы найти единственно правильный и оптимальный С. Р. как для достижения организационных целей, так и установления благоприятных отношений в коллективе (см. Нормативистские подходы в теории организации). Взяв за основу классификации стилей лидерства степень программирующих воздействий лидера на группу, К. Левин выделил три стиля лидерства: автократический (жестко программирующий), демократический (промежуточный) и либеральный (ориентированный на минимальное вмешательство в поведение группы). Он пришел к выводу, что демократический стиль является оптимальным, поскольку предусматривает ориентацию и на целедостижение, и на благоприятные отношения с группой (см. Целеполагание в организации).
До середины 60-х гг. доминировала концепция, в которой С. Р. обусловливался индивидуальными особенностями поведения руководителя. Развитие этой концепции сопровождалось поиском оснований для определения оптимального С. Р. и критериев оценки его эффективности. К числу наиболее известных ее исследователей относятся Д. МакГрегор, Р. Лайкерт, Р. Блэйк, Д. Моутон и др. Так, например, Р. Блэйк и Д. Моутон использовали для определения оптимального С. Р. два основания (оси): учет интересов коллектива и учет интересов производства. Они выделили пять С. Р. получивших метафорические наименования. Четыре из них: «подчинение руководителю», «коллективное управление», «управление загородным клубом», «нищета управления» — представляли собой комбинации крайних позиций по двум указанным осям, а пятый, определяемый как оптимальный, получил наименование сбалансированного.
С конца 60-х гг. доминирующей методологией в исследованиях С. Р. становится ситуационный подход (см. Ситуационный подход), который основывался не на индивидуальных характеристиках руководителя, а на показателях конкретной ситуации. Впервые эта проблема в рамках данного подхода была затронута в работах Р. Стогдилла. Ее дальнейшие разработки связаны с именами Ф. Фидлера, Т. Митчелла и Р. Хауса, П. Херши, К. Бланшара и др., которые предложили разнообразные модели определения С. Р. Отличительными чертами являются принципиальный отказ от поисков универсального и оптимального С. Р. и рассмотрение условий для применения различных стилей.
Так, в модели Ф. Филлера выделены три фактора, определяющих поведение руководителя: его отношение с членами коллектива; структура решаемых им задач; должностное положение. На основе возможных сочетаний этих факторов выбирается оптимальный С. Р. применительно к конкретной ситуации. В модели П. Херши и К. Бланшара (см. Теория жизненных циклов организации) за основу выбора С. Р. принимается уровень развития группы. При этом задаются две оси, по которым определяется реальный С. Р. (ориентация на взаимоотношения в группе и на решение задач) и выделяются четыре возможных С. Р. Оправданность выбора С. Р. зависит от «зрелости группы», под которой понимаются ее готовность и способность к самостоятельной деятельности и взаимодействию. Существуют и другие ситуационные подходы к определению С. Р.
Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000