СТРАХ
СТРАХ
англ. fear/terror; нем. Schrecken. Эмоция, возникающая в случаях реальной или воображаемой угрозы существованию организма, индивида (его ценностям, идеалам и принципам) и направленная на источник опасности.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
страх
1) фобии в массовом сознании; в сознании россиян по данным на 2008 год доминировали следующие негативно окрашенные чувства: несправедливость всего происходящего вокруг (38,2%), никого особенно не волнует, что с ними происходит (34,2%), беспомощность повлиять на происходящее вокруг (30,3% - источник приведен ниже); 2) по З. Бауману – реальность постмодернисткого общества, вошедшая в повседневную рутинность; «самый страшный из демонов, угнездившийся в открытых обществах нашего времени»; его основные причины социолог усматривает в дисфункциональности нации-государства, которое не может обеспечить индивидуальную безопасность, и в нефункциональности общественной политики, ныне уступающей место «жизненной политике» конкретных мужчин и женщин. - Литература: Россия на новом переломе: страхи и тревоги. М.: Альфа-М, 2009; Bauman, Z. Liquid Times. Living in an Age of Uncertainty. Cambridge: Polity Press, 2009.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
Страх
Страх. Fear. Чувство действительной или мнимой угрозы себе или близким. Социальный страх есть боязнь других людей, групп, организаций, которые при помощи угроз осуществляют контроль за мыслями, поведением и действиями людей, подверженных тем или иным устрашениям. Но учитывая то, что нет нормальных людей, не подверженных какому-либо страху, то знание тех социальных факторов, которых боятся люди, занимающие разное социальное положение, возможно контролируемое, т. е. дозированное устрашение. В социологии культуры С. – показатель: а) наличия социального неравенства; б) посягательств на его нарушение равенства; в) посягательства лишения тех или иных привилегий; г) лишение социального статуса и престижа и пр. Во всех случаях социолог в первую очередь обращает внимание на реальные и возможные цели, средства, агентов устрашения и на то, против кого оно направлено. Известно, что в условиях демократизации декларируется свобода от С, однако он, будучи элементом культуры социальных отношений, традиционно используется в системе образования для контроля за поведением учеников и преподавателей, в системе социального управления, политике; практически во всех сферах социальной жизни, т. е. там, где имеют место непосредственные отношения между людьми. Социологические исследования проблем С. и технологий устрашения основываются на данных психологии, дающей возможность объяснить многие формы С. тем , что систематическое и целенаправленное запугивание может стать причиной депрессивного состояния, породить нерешительность, неспособность принимать самостоятельные решения, вызвать спонтанные, на первый взгляд, необъяснимые поступки. В таких случаях обычно говорят о преимущественно психологических факторах, обусловливающих существование различных фобий и практически не обращают внимание на то, что данные фобии возникают не от природы, а социально обусловлены. Особой социологической проблемой является проблема мужества, которое, будучи противоположностью С. и рассмотренное под таким углом зрения, означает отсутствие С. перед теми, кто осуществляет контроль. Одновременно мужество здесь может выражать: а) утрату способности к эффективному контролю собственного поведения; б) неэффективность самого устрашения; в) осознание теми, против кого направлено устрашение, необходимость перехода к новым, более эффективным способам социального управления и готовность взять эту функцию на себя. См. также Культура страха.