СТРАТА
Страта
совокупность индивидов, обладающих одинаковыми или близкими по значению координатами в социальном пространстве.
Страты
относительно замкнутые общности, составляющие элементы структурной иерархии общества. Они представляют собой довольно узкие слои, расположенные друг над другом в иерархическом порядке.
Страта
социальная группа, отличающаяся (ограниченная) по своему статусу в социальной иерархии общества по какому-либо параметру — профессии, уровню дохода и т.п. Понятие “класс” при этом используется как собирательный термин, отражающий совпадение статусов людей, ведущее к однородности и одинаковой социальной позиции.
Источник: Краткий словарь по социологии
СТРАТА
лат. stratum - слой, пласт) - элемент социальной структуры, конструируемый на основании многомерной классификации и организуемый в иерархический порядок. Стратификация представляет множество признаков, а также структуру позиций и групп (классов) как конкретное наполнение С. Критерии классификации используются для социологического диагностирования общества и натурализации определенных статусных групп в зависимости от того, что считается существенным в системе различий. Рассматриваются номинальные показатели и сопутствующие социально-демографические факторы, строятся статистические модели, но "оценка репутации" субъектами может отличаться от моделируемой. Веберовский Stand (С.) - общность, объединяемая единым стилем жизни, - не имеет принудительной силы в процессах идентификации, но фиксирует внутреннюю целостность и внешнее разнообразие С.
В современном обществе количество классификационных критериев возрастает, классификации переплетаются, взаимодействуют, образуют сложные структуры ("кластеры").
Д.М. Булынко
В современном обществе количество классификационных критериев возрастает, классификации переплетаются, взаимодействуют, образуют сложные структуры ("кластеры").
Д.М. Булынко
Источник: Социология: энциклопедия
Страта
(слой, пласт) — это группа людей, отличающихся по своему положению в социальной иерархии. Основа и сущность социальной стратификации в неравномерном распределении прав и привилегий, меры ответственности и обязанностей, власти и влияния. Сорокин выделил три стратификационные структуры: экономическую, политическую, профессиональную. Одновременно он отметил невозможность «привязать» человека к определенной страте, выделить ту совокупность признаков, которая позволяет однозначно оценить положение человека в социальной иерархии. По мнению Сорокина, социальная стратификация — это постоянная характеристика любого организованного общества. «Общества без расслоения, с реальным равенством их членов — миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества». Вместе с тем стратифицированное общество достаточно динамично. Перемещение групп или индивидов в обществе, изменение их статуса называется социальной мобильностью. Она может быть горизонтальной (переход в равные по статусу социальные группы) и вертикальной, связанной с изменением места в социальной иерархии. Мобильность может быть также групповой и индивидуальной. Социальная мобильность никогда, даже в самом демократическом обществе, не была абсолютно свободной. «Если бы мобильность была абсолютно свободной, то в обществе, которое бы получилось в результате, не было бы социальных страт. Оно напоминало бы здание, в котором не было бы потолка — пола, отделяющего один этаж от другого. Но все общества стратифицированы. Это значит, что внутри них функционирует своего рода «сито», просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других на нижних слоях, и наоборот». Перемещение индивида с одного этажа социального здания на другой осуществляется с помощью своеобразного лифта — того или иного социального института. Считая, что общества подвержены циклическим, хотя и нерегулярным изменениям, Сорокин оценивает современное состояние общества как кризисное: в современном обществе происходит деградация человека, вечные ценности превращаются в простую условность, конвенцию. В последних своих работах Сорокин доказывал, что социальный и культурный кризис может быть преодолен только этикой солидарности и альтруизмом любви. (Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Краткий философский словарь. — М.: АСТ, 2010. С. 349–350.)
Источник: Социология в лицах и терминах 2017