Стратегическое управление

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Стратегическое управление
основными этапами стратегического управления являются: 1. Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы. 2. Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности. 3. Определение стратегии достижения целей деятельности. 4. Разработка и реализация стратегии. 5. Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий.

Источник: Терминологический словарь карьеры. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана 2014

Стратегическое управление
управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
процесс, направленный на осуществление миссии данной социальной системы (организации) на основе предвидения возможных изменений и будущих тенденций развития, формулирования ее целей, определения необходимых ресурсов и поддержания взаимоотношений с внешней средой.. Принципы СУ опираются на современную методологическую базу теории систем, синергетики, теории конфликтов и катастроф, построения многовариантных сценариев возможных тенденций социально-политического и экономического развития. Одна из отличительных особенностей технологии СУ заключается в том, что в процессе разработки стратегии выстраивается определенное «дерево проблем», определяя, какая из них ключевая, от решения которой зависят все остальные, какая субключевая, зависимая от первой, но определяющая все остальные и т.д. Ранжированное, таким образом, проблемное поле, в котором находится управляемая социальная система и которая ставит перед управляющей подсистемой множество проблем и задач, побуждает сделать следующий шаг и построить «дерево целей». Главный вопрос здесь вот в чём: во имя чего, должны решаться наблюдаемые, текущие, назревающие и ожидаемые проблемы? Только при квалифицированном ответе на этот вопрос может определиться главная конечная цель, ради которой следует достигать производные, вторичные и промежуточные. Формирование «дерева целей» происходит в соответствии с принципом «от частного к общему». Вершину его составляет главная цель, которая как маяк влечет к себе развитие социальной системы, определяет качественное ее развитие и должна давать описание конечного результата движения данной системы. Содержание главной цели развертывается в иерархическую структуру подцелей первого, второго и третьего уровня таким образом, чтобы достижение подцелей каждого последующего уровня стало необходимым и достаточным условием успешного движения к главной цели. Структурно эту управленческую деятельность можно представить в виде иерархизированной пирамиды целей, вершину которой составляет магистральная (фундаментальная) цель, совпадающая с миссией данной социальной системы. А вслед за ней выстраиваются вытекающие друг из друга стратегические, тактические и оперативные цели. В процессе развертывания СУ осуществляется еще один существенный шаг – формирование хорошо обоснованного «дерева решений». На этом этапе главное – не столько наметить возможные решения, а затем принять наиболее эффективные из них (в соответствии с выявлением проблемами и целями), но провести и тщательное «взвешивание» возможных последствий реализации принятых решений. А для этого необходим еще один важный шаг – прогнозирование наиболее вероятных событий, изменений и новых тенденций в развитии системы и ее внешней среды, т.е. конструирование прогнозных моделей, позволяющих представить возможное состояние управляемого объекта в будущем, альтернативные пути и сроки достижения поставленных целей. СУ решает следующие задачи: 1) обеспечение целевой направленности всей деятельности управляемой системы; 2) приспособление системы к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды; 3) выявление новых возможностей развития факторов угрожающего характера; 4) выбор наиболее оптимального из имеющихся альтернативных вариантов решений, связанных с распределением имеющихся ресурсов в стратегически обоснованные и высокоэффективные проекты; 5) проведение стратегических изменений в структурах и функциях системы, в её основных звеньях; 6) создание организационной архитектоники, способствующей стратегическим изменениям. При всей важности постановки этих задач, следует напомнить,что стратегирование ничего не стоит, если ему не предшествует глубокий социолого- управленческий анализ внешних и внутренних вызовов и угроз и не предпринимаются своевременные упреждающие действия. Нельзя сказать, что у КПСС, как и у советской власти не было стратегических задач, и что для их достижения не применялась технология “дерева целей”. Достаточно вспомнить, сколько времени и сил было потрачено на такую стратегическую задачу как интенсификация производства. Она решалась путём внедрения в народное хозяйство достижений научно-технического прогресса, бесконечного составления и контроля выполнения планов оргтехмероприятий на всех уровнях государственного управления. Однако так и не была решена. Как показали сокрушительные, для нашей страны, итоги XX века, и постановка и реализация проблемы интенсификации была недоступна технократическому видению и не реализуема в условиях административно-командной системы управления.
Лит.: Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989; Бабосов Е.М. Социология управления. 6-е изд., перераб. и доп. Минск., 2010; Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент. М., 2006;Яковенко И.Г.Риски социальной трансформации российского общества: культурологический аспект.Ч.2.Стратегические риски.М.,2006. Е.М. Бабосов

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.