стратегия речевая/языковая
стратегия речевая/языковая
speech / language strategy греч. strategia ‘вести войско’. - Планирование речевого поведения; общий план речевых действий для достижения поставленной коммуникативной цели, а также реализация этого плана. Конечной целью любой речевой стратегии является коррекция модели мира адресата (О.С. Иссерс, 2008). Общая стратегия речевого поведения складывается из частных речевых тактик (см. тактика речи). Говорящий может изменять стратегии речевого поведения в зависимости от речевой ситуации, отношений между собеседниками и оценки коммуникативного события. Ср. у Б. акунина («алтын-толобас»): Николаса не уставало поражать, как по-разному разговаривает Соловьев со своими невидимыми собеседниками: то на малопонятном, но интригующем блатном жаргоне, то с изысканными речевыми оборотами (вроде «не сочтите за труд» и «буду вам бесконечно признателен»), то по-английски, то по-немецки, то вовсе на каком-то тюркском наречии. Дискурсивные стратегии культурно обусловлены — например, французы нередко начинают деловые переговоры шуткой или остроумным комментарием, что представителями других культур, в частности немецкой, оценивается как неуместное поведение (л.В. Куликова, 2009).