Социальные услуги следует рассматривать с двух позиций: в широком толковании — как удовлетворение потребностей населения, в узком — как социальную помощь. В связи с таким подходом социальные услуги — это часть структуры социальной сферы, имеющей признаки социального института и осуществляющей взаимодействие между юридическими лицами и потребителями услуг по удовлетворению их потребностей на основе права и установленных норм в законодательстве Российской Федерации.
Поставщик социальной услуги — юридическое лицо независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющее деятельность по социальному обслуживанию населения в качестве основного (уставного) вида деятельности, физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, благотворители и добровольцы, осуществляющие деятельность по социальному обслуживанию населения.
Получатель социальной услуги — гражданин и (или) семья, которым для преодоления трудной жизненной ситуации предоставляются социальные услуги.
Социальные услуги предоставляются на основе признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека-гражданина, в том числе в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Предоставление социальных услуг основывается на уважении достоинства личности, носит гуманный характер, не допускает унижения чести и достоинства граждан, а также учитывает этнокультурные традиции, сложившиеся в субъекте Российской Федерации.
Государство обеспечивает гражданам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации, равные возможности в получении социальных услуг, независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В качестве структурных компонентов системы социальных услуг выступают следующие:
— объекты социальных услуг, люди, группы людей, имеющие потребности, интересы в решении своих жизненных проблем;
— субъекты социальных услуг — специалисты, социальные организации, реализующие профессиональные интересы, работающие в сфере социальных услуг, а также потребители услуг (клиенты), достигшие социальной субъектности, работающие в качестве волонтеров;
— стандарты и нормы социальных услуг, оценка их нуждаемости, технологии и формы оказания услуг;
— имущественно-финансовые ресурсы;
— кадровые и управленческие ресурсы структур, оказывающих социальные услуги;
— социальные связи и отношения, формирующиеся в процессе взаимодействия “объект — субъект”;
— материальная и духовная культура объектов и субъектов социальных услуг;
— результат эффективности и качества оказываемых услуг.
В результате представленной структуры системы социальных услуг можно сгруппировать ее компоненты.
Первый компонент системы — объектный, включающий в себя клиентов социальных служб, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности, потребности, интересы. В рассмотрении данного компонента необходимо акцентировать внимание в организации услуг на индивидуальном, адресном подходе, с учетом оценки нуждаемости клиента в контексте его семейного положения.
Второй компонент системы — субъектный, включающий в себя специалистов, волонтеров, работающих в системе социальных услуг, имеющих профессиональные знания, умения и навыки в этой области.
В данном компоненте необходимо учитывать систему подготовки специалистов, их личностные качества, уровень духовной культуры и т.д. Важную роль играет и мотивация специалистов, оказывающих социальные услуги.
Третий компонент структуры — средовой, представляющий собой социум, в котором проходит процесс развития социальных услуг, уровень адаптации к предоставляемым услугам, их востребованность, отношение и доверие к социальных службам в обществе, создание уровня свободы выбора социальных услуг, влияние их развития на социальное состояние общества.
Четвертый компонент системы — содержательный, включающий в себя стандарты и нормативы, принципы, формы предоставления услуг, их эффективность и результативность в качестве методов социальных услуг. К нему автор относит: социальную помощь, социальную диагностику, терапию, коррекцию, профилактику, надзор, социальный аудит, мониторинг и т.д.
С точки зрения такого подхода структура системы социальных услуг интерпретируется как совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой потребители услуг и специалисты (организации), предоставляющие их.
Система социальных услуг строится на принципах:
— адресности, т.е. на предоставлении персонализированной помощи конкретному лицу;
— доступности, предполагающей обеспечение возможности бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг;
— добровольности — добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения;
— гуманности, предполагающей право граждан, проживающих в стационарных учреждениях, на свободу от наказаний;
— приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, т.е. первоочередного оказания социальных услуг детям и подросткам;
— конфиденциальности, предусматривающей, что сведения личного характер, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну.
И.В. Малофеев
Лит.: Малофеев И.В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения: Монография. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2011; Хорева Л.В. Методологические основы регулирования сферы социальных услуг: Дисс. … докт. экон. наук. СПб., 2006.