Любое комплексное междисциплинарное знание, основанное на системной методологии, представляет собой совокупность категорий, теорий и концептуальных моделей разного уровня обобщения. Совокупность эта является не простой суммой слагаемых, а связанным целым, системой, структурой. Важно, чтобы структура знания представляла не только логическое единство. Она должна находиться в диалектической взаимосвязи, координации с другими концептуальными моделями (теориями), категориями, понятиями. Отдельно взятая теория и совокупность отдельных теорий (концептуальных моделей) в комплексном междисциплинарном знании представляет собой единство, отвечающее общей логике развития. Именно с таких позиций, следуя логике теоретико-познавательных процессов, междисциплинарная теория не находится в противоречии с другими теориями, концептуальными моделями разного уровня обобщения. Ювенология, как и любая другая наука, характеризуется определенной структурой составляющих ее элементов, органически связанных между собой в стройную логическую систему. В качестве основания при построении структуры ювенологического знания необходимо использовать функции научной системы как таковой. Структура ювенологии включает: (1) методологию, (2) феноменологию и (3) праксиологию. Каждый из предложенных элементов может быть рассмотрен в двух плоскостях: в теории и практике.