СТРУКТУРАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СТРУКТУРАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
(от лат. structure - строение, связь составных частей) - направление в социологии, сформировавшееся в 60- 70-х гг. XX в. (К. Леви-Стросс, Ж. Лакан) у предметом изучения к-рого выступают объективные структуры социальной реальности как совокупности устойчивых взаимосвязей между социальными элементами. С позиций С. эти взаимосвязи в условиях социальных изменений сохраняют инвариантный (от фр.. invariant - неизменяющийся) характер, определяемый не их содержанием, а местом социальных элементов в социальной системе. Для С. свойственно представление о том, что социальные взаимосвязи имеют знаково-символическую природу. Поэтому объективность социальных структур в том или ином социуме представлена языком, в к-ром эти структуры существуют и функционируют изначально и формируются независимо от сознания людей. Т. о., изучение языка в С. становится средством постижения общих структур человеческого духа, а сам С. содержательно связан с методами структурной лингвистики и семиотики. Особое внимание в С. уделяется проблеме взаимозависимости структуры и генезиса социальных явлений, что привело к возникновению такой отрасли знания, как генетический С.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

СТРУКТУРАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
применение структурного анализа к соц. явлениям, гл. обр. к явлениям культуры. Наибольшее распространение получил в работах франц. структуралистов (К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида, Ю. Кристева и др.). Они исследуют различн. социокультурные аспекты этнографич., психологич., эстетич., правовые, как целостные структуры, элементы к-рых связаны друг с другом в соответствии с правилами семиотики: соц. структуры рассматриваются как совокупности знаковых систем. Ведущими принципами структурного анализа соц. явлений служат законы структурной лингвистики - науки, в к-рой впервые (в 20-х гг. ХХ в. был разработан как метод. Поэтому из знаковых систем, согласно С., является язык. Так, напр., Р.Барт в 50-х гг. вводит понятие "письмо" (словесности), прослеживая его роль как исходной "клетки", отправной точки функционирования таких соц. явлений, как произведения художественной, публицистич. и научн. литературы ("язык"). Язык рассматривается структуралистами как основная сфера проявления социальности, как показатель коллективного воображения, восприятия, сознания, эстетич. установок, бытового поведения. Вводятся понятия "языка" визуальных образов, мифов, знаков, материального производства. Язык как обмен информацией является, согласно С. самым ранним и основополагающим фактором становления об-ва, включая природный союз человеческих существ в символический мир культуры (К. Леви-Стросс). "Дискурсия" (буквально - речь) - это вся совокупность соц. сознания и поведения в каждую данную эпоху (М. Фуко). Язык - антагонист всему индивидуальному "стилю" конкретных авторов, антагонист всему природному, содержащемуся в сознании, психике, воображении индивида. Этот антагонизм порождает необходимость возникновения разнообразных "непрозрачных" знаковых систем-посредников (Р. Барт). Психич. механизмы - это также особого рода язык, и рассмотрение их под этим углом зрения позволяет включить в сферу рационального социологич. анализа те области, к-рые ранее постигались чисто эмпирически или умозрительно (Ж. Лакан). Положительной стороной С. является стремление научно, объективно объяснить взаимосвязи и взаимодействия соц.-культурных образований как знаковых систем, вскрыть нек-рые независимые от человеческого сознания и человеческой воли механизмы соц. действия. Однако сведение многообразия мира к формализованным знаковым системам свидетельствует об ограниченности С. как социологич. метода. Его представители не только подверглись критике со стороны многих философов и социологов, но и сами, каждый по-своему, пришли к осознанию внутренней противоречивости метода. Осмысление рационализма гуманитарного знания о человеке и об-ве, его сближения с естественными и точными науками происходило у структуралистов в рамках картезианско-кантианской традиции с привнесением элементов позитивизма и неофрейдизма. Лит.: Грецкий М.Н. Французский структурализм. М., 1971; Фуко М. Слова и вещи. М., 1977; Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977; Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983; Structuralism and science from Levi-Strauss to Derrida. Oxf., 1982. С.М. Митина.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

СТРУКТУРАЛИЗМ в социологии
применение структурного анализа к социальным явлениям, преимущественно явлениям культуры. Наиболее широкое распространение находит к середине 60-х гг. в работах таких франц. исследователей, как Леви-Стросс, Ж. Лакан, Р. Барт, Фукс, Ж. Деррида и др.; они изучают этнографические, психологические, историко-научные, историкокультурные, эстетические образования как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, смысл к-рых определяется не их собственным содержанием или внешними связями, но их местом в социальной системе.
С. как общеметодологическое течение исходит из представления о преобладании, преимуществе структурного измерения в любых явлениях окружающего мира и, следовательно, из примата структурного анализа как метода познания природы и об-ва. В социальных феноменах С— в противовес своему непосредственному предшественнику и антиподу — экзистенциализму и др. субъективистским течениям — пытается отыскать нечто объективное, не подверженное субъективным влияниям и изменениям. Такую объективность С. усматривает в структурах: они не зависят от сознания, воплощают устойчивый момент действительности и создают тем самым возможность научного исследования. В социологии С. снимает важнейшую проблему взаимодействия между субъективным и объективным, ограничиваясь анализом структур, применительно к к-рым субъективное выступает только как эпифеномен. Объективность в социуме, по мнению представителей С, представлена языком, в к-ром структуры существуют и функционируют изначально и формируются независимо от воли и желания людей. Т. обр., на практике структурный анализ в социологии — это поиск аналогий со строением языка во всех сферах культуры и социума. Метод структурного анализа в социологии и генетически, и содержательно связан с методами структурной лингвистики, семиотики и описывающими их нек-рыми разделами математики. Старшее поколение представителей С.— Леви-Стросс и Лакан — используют структурный метод в этнографии и психоанализе. Для ЛевиСтросса исследование систем родства, тотемизма, мифов, ритуалов, масок как особого рода языков становится средством постижения в многообразии, казалось бы, несходных явлений общих структур человеческого духа. Лакан пытается проникнуть в структуры бессознательного в человеческой психике, исходя из гипотезы о том, что бессознательное структурировано как язык, а значит, предоставляет субъекту набор возможностей для выражения его желаний, стремлений, побуждений.
Структуралисты следующего поколения — Барт, Фуко, Деррида — углубляют анализ языковых феноменов и само понимание пронизанности всех социальных явлений знаково-символическими механизмами, хотя субъективно они не всегда разделяют принципы С. и зачастую (Фуко, Деррида) протестуют против отнесения себя к С. Работы Барта сосредоточены вокруг определения социального смысла семиологии. Начав с утверждения, что наука о знаках может и должна активизировать социальную критику, показывая искусственность, «произведенное», «произвольность» якобы естеств. стереотипов языка, мысли, восприятия, он в поздних своих работах обосновывал идеи «политической семиологии», возлагая на язык ответственность за неискоренимую вездесущность власти, поскольку власть, по Барту, изначально вписана в язык.
Для Деррида, к-рого в известном смысле можно отнести уже к постструктуралистам, главное — это «деконструкция» текстов культуры (прежде всего философских), т. е. выявление в них незаметных на первый взгляд внутр. противоречий. Фуко исследует дискурсивные (Дискурс) формации в психиатрии, медицине, гуманитарных науках, т. е. изучает способы восприятия, классификации, распределения «здоровья», «знания» в социальном пространстве. Любое разграничение здоровья — болезни, нормы — патологии, истины — лжи зависит, по Фуко, от распределения «символической собственности» или иначе — от права различ. социальных групп говорить, называть, высказываться о чем-то. Именно эти возможности высказывания, сосредоточенные в различ. «очагах власти», лежат в основе всякой теории и всякой практики — всего, что воспринимается и осознается в данный исторический период.
Концепция речи (дискурса) как того общего, на чем основываются отношения между языком, соц. реальностью и опытом, определяет собой творчество Фуко 60-х гг. В более поздних работах, посвященных истории пенитенциарных систем и сексуальности в Европе, на первый план выходят отношения власти и знания. Поскольку самый смысл социальности — ее историчность — не может быть адекватно отображен посредством структуралистских методов, предпринимались попытки преодолеть изначальную ограниченность С. и приспособить его к исследованию социальных процессов (Генетический структурализм Гольдмана и др.).
Представители С. продолжают оказывать влияние на совр. развитие франц. обществ, мысли («новая философия», политология, социология, социальная психология и др.). Существует амер. вариант С. (Структуры социальной концепции).

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.