СТРУКТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АНТРОПОЛОГИЯ СТРУКТУРНАЯ
англ. anthropology, structural; нем. Strukturanthropologie. Направление в антропологии культурной, основанное К. Леви-Строссом, стремящееся к выявлению универсально значимых структур соц. жизни, опирающееся в значительной мере на достижения структурализма в языкознании.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Структурная антропология
Направление в западной антропологии, изучающее соотношение социальных и языковых структур в процессе развития мышления на разных ступенях этногенеза. В рамках этого направления были предприняты попытки использовать понятия, методы и процедуры структурной лингвистики при анализе культуры. Наиболее видные представители - Л. Леви-Брюль, К. Леви-Строс, Б. Малиновский.

Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)

СТРУКТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
structural anthropology) - подход, отдающий приоритет когнитивным структурам в упорядочении опыта. Подход связан, прежде всего, с Леви-Строссом, опиравшимся на лингвиста Ф. де Соссюра. Изучение Леви-Строссом родства и символики было попыткой продемонстрировать, что в основе социокультурных систем лежала простая совокупность логических принципов. Мифы, например, могли быть поняты как лингвистические трансформации по существу двоичных противоположностей, типа мужское-женское, сырое-жареное и так далее, которые конструируются из человеческой мысли. Структурная антропология обращается с культурными феноменами, как если бы они были языком, и затем пытается обнаружить грамматику или то, что американский лингвист Чомский назвал "глубинной структурой". Хотя "высокий структурализм" весьма критиковался за формализм, его методы нашли повсеместное применение во многих областях антропологии (Э. Лич), социологии (Альтюссер, Фуко), литературной критике и семиологии.

Источник: Большой толковый социологический словарь

АНТРОПОЛОГИЯ СТРУКТУРНАЯ
социологич. ответвление филос. антропологии, наиболее полно разработанное К. Леви-Строссом на основе исследования первобытной культуры. Испытав влияние франц. социологии, традиции Э. Дюркгейма и англо-амер. школы культурной антропологии (Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун и др.), Леви-Стросс сумел оторваться от эмпиризма этнографии (или, как пишут на Западе, этнологии, культуротропологии) и превратить ее в строгую, методологически отточенную науку. А.с. Леви-Стросса основывается на использовании самых современных достижений точных наук - информатики, физики, математич. логики, структурной лингвистики. Основным структурирующим фактором соц. реальности А.с. признает т.наз. "коллективное бессознательное" - категорию, противостоящую субъективистским социологич. концепциям. Если "подсознательное", по Леви-Строссу, сугубо индивидуально и бесконечно разнообразно, то "бессознательное", обусловленное, в конечном счете общечеловеческой спецификой деятельности коры головного мозга, выступает в роли объективного начала, независимого от чувств, мыслей и намерений индивидов, составляющих любое, а не только первобытное об-во. В дальнейшем поле исследований существенно расширяется. От культуры примитивных об-в, представлявшей наиболее благоприятный материал для изучения соц. феноменов в статике, Леви-Стросс начинает выходить в сферу современной культуры. От языка как самой совершенной модели человеческих взаимоотношений (А.с. определяет их как отношения "символического обмена") Леви-Стросс переходит к более общим гуманитарным областям, в частности принимая теперь как адекватную форму постижения природно-соц. всеобщности искусство, и прежде всего "самый совершенный" вид искусства - музыку. С.М. Митина

Источник: Российская социологическая энциклопедия