СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

АНАЛИЗ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ
см. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ В СОЦИОЛОГИИ.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Структурно-функциональный анализ
один из основных методологических подходов в современном обществоведении. Его сущность состоит в выделении элементов социального взаимодействия, подлежащих исследованию, и определении их места и значения (функции) в некоторой связи, качественная определенность которой делает необходимым ее системное рассмотрение.

Источник: Краткий словарь по социологии

АНАЛИЗ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ
англ. analysis, struc- Аналогия turd-functional; нем. Analyse, struk-tur-funktionale. Подход в описании и объяснении соц. систем, при к-ром исследуются их элементы и зависимости между ними в рамках целого. А. с.-ф. является допущение, что отдельные соц. явления выполняют определенную функцию в поддерживании и изменении соц. системы.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Анализ структурно-функциональный
принцип системного исследования социальных явлений и процессов как структурно расчлененной целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определенное функциональное назначение. В марксистской социологии структурными образованиями общества выступают общественно-экономическая формация; материальное и духовное производство; базис н надстройка; экономические, социальные и политические отношения; социально-экономические, политические и культурные институты и т. д. Понятие функции имеет при этом два значения: (1) служебная роль («назначение») одного из элементов социальной системы по отношению к другому или к системе в целом (например, функции государства, права, искусства, образования и т. д.), означающая некоторое удовлетворение общественной потребности, и (2) зависимость в рамках данной системы, при которой изменения в одной части оказываются производными (функцией) от изменений и другой ее части (например, изменения в соотношении городского и сельского населения как функция индустриализации, повышение удовлетворенности работой как функция содержательности труда и т. д.). В этом смысле функциональная зависимость может рассматриваться как вид детерминизма. Исследование функциональных связей как первого, так и второго типа является одной из задач специальных социологических теорий, основывающихся на синтезе теоретического анализа и эмпирических исследований. А. с.-ф. в марксистской социологии органически связан с принципом историзма, социально-экономического детерминизма, принципом рассмотрения явлений в их внутренней противоречивости и др. принципами, в своей совокупности образующими диалектико-материалистическую методологию изучения социальных явлений. Структурно-функциональное направление в современной западной социологии основывается на противопоставлении функционализма и историзма. Развивается абстрактная теория социальных систем, обладающих четырьмя основными функциями: адаптивной, интегративной функцией регулирования скрытых напряжений системы. При этом в качестве основных структурных образований социальной системы рассматриваются не социально-экономические структуры, а ценности и нормы. Главным механизмом, обеспечивающим нормальное функционирование системы, оказывается процесс социализации индивидов, в ходе которого усваиваются существующие в обществе пли группе нормы и ценности, а различные формы отклоняющегося (девиантного) поведения регулируются при помощи социального контроля. Такой подход игнорирует противоречивость общества, процессы социальной дифференциации. А. с.-ф. в современной западной социологии абсолютизирует процессы стабильности, равновесия и устойчивости в обществе, преувеличивает роль ценностных и нормативных механизмов регуляции человеческой деятельности, направлен главным образом на исследование механизмов, обеспечивающих согласие в обществе.

Источник: Социологический справочник

АНАЛИЗ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ
Направление социологической мысли, господствующее в американской науке в период после Второй мировой войны, объединяющее в единую теорию функционализм и структурализм. Его исходные предпосылки были сформулированы Э. Дюркгеймом, А.Р. Радклифф-Брауном, Б. Малиновским, В. Парето. Современные представители (Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Дэвис и др.) видят главную задачу социологии в изучении механизмов и структур, обеспечивающих устойчивость социальной системы. Этому направлению присущ так называемый нормативизм, т.е. признание обусловленности поведения человека и социальной организации нормативными предписаниями и ценностями, рассматриваемыми в качестве высшего уровня регуляции социальных процессов. Различают А. с. – ф. как метод социального исследования и как содержательную теорию. Первый был систематизирован и подробно описан в сформулированной Р. Мертоном “парадигме А. с. – ф.”, включающей в себя все основные понятия: “функция” (последствия деятельности, способствующие адаптации системы), “дисфункция” (неблагоприятные последствия), “явная функция” (осознаваемые последствия), “функциональные требования” (выполнение которых необходимо для нормальной жизнедеятельности системы), “функциональные альтернативы” (эквивалентные структуры, способные выполнять одинаковые функции) Задачей социолога, считает Р. Мертон, является “ясное объяснение логически взаимосвязанных и эмпирически подтверждаемых предположений о структуре общества и его изменениях, поведении человека в рамках этой структуры и последствиях этого поведения”. По его мнению, функционализм и структурализм нераздельно взаимосвязаны как направления единой теории социальной системы. Функционализм – это теоретическое и динамическое представление о работающей социальной структуре, взаимодействии ее компонентов. Функционалист должен быть структуралистом. Однако нельзя быть структуралистом, не изучающим функции структурных компонентов.
Внутри А. с. – ф. различают два основных подхода: структурный, идущий от анализа различных структур к обнаружению выполняемых ими функций, и функциональный, когда постулируется определенная совокупность функциональных требований и затем выявляются различные структуры, осуществляющие эти функции. В западной социологии А. с. – ф. получил наибольшее распространение в таких областях, как социология политики, социология преступности, социология семьи, изучение социальной стратификации и др. А. с. – ф. как содержательную теорию развивали Т. Парсонс, М. Леви, Ш. Айзенштадт, Н. Смелзер, К. Дэвис и др. В ней функционирование общества в целом и отдельных его подсистем анализируется под углом зрения выполнения ими определенного набора функциональных требований, численность которых строго определить не удалось. В функционалистской теории Т. Парсонса, являющейся наиболее разработанной, выделяются 4 основных функциональных требования: адаптация, целедостижение, интеграция и поддержание “ценностного образца”, выполнение которых предполагается жизненно важным для социального целого. Целостность общества достигается посредством процесса интеграции общепринятых социальных ценностей и норм, означающих постоянное упорядочение и сведение сего многообразия функций различных социальных систем в единую и строго организованную систему социального порядка. Социальные изменения, если они имеют место, осуществляются медленно и в организованном порядке.
Разразившийся на рубеже 1960–1970-х гг. кризис западной социологии во многом был обусловлен неспособностью А. с. – ф. объяснить социальные изменения и конфликты. Оппоненты А. с. – ф., находящиеся на марксистских позициях, указывали на недооценку Парсонсом социальных противоречий как движущих сил общественного прогресса и умаление роли социально-экономических детерминант в пользу преувеличения консервативных функций социокультурных факторов. Попыткой преодоления трудностей в западной социологии явилась концепция неоэволюционизма, в которой акцент переносился с изучения стабильных аспектов функционирования общества на анализ процессов развития, источник которых усматривался в “структурной дифференциации”, т.е. в последовательном и поэтапном усложнении социальной структуры. Новейшая версия А. с. – ф. (неофункционализм) обусловлена стремлением его защитников возродить и модифицировать связанную с этим направлением претензию на синтез главных идейных течений западной социологии. И все же А. с. – ф. до середины 1970-х гг. занимал доминирующее место в социологии США. Эта теория оказала значительное влияние на формирование всей послевоенной мировой социологии.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.

АНАЛИЗ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ
один из принципов системного исследования социальных процессов и явлений как структурно-расчлененной целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определенное функциональное назначение. Основоположниками структурно-функционального анализа принято считать Т. Парсонса (1902–1979) и Р. Мертона (р. 1910).
Структурно-функциональный анализ, по Т. Парсонсу, осуществляется на двух уровнях. Первый из них – система координат – наиболее общая конструкция категорий, в которых реализуется определенная концепция. Второй – уровень структуры системы как таковой, выявляющий элементы и подсистемы изучаемой целостности и их структурные взаимоотношения. Важным условием структурнофункционального анализа является непрерывное и систематическое соотнесение изучаемых проблем с состоянием системы в целом. Это соотнесение осуществляется с помощью понятия «функция», основная роль которой заключается в том, чтобы установить критерий важности динамических факторов и процессов внутри системы. Их важность определяется их функциональным назначением в системе, а их специфическая значимость – функциональными отношениями между частями системы, а также между системой и ее окружением.
В контексте структурно-функционального анализа структура понимается как совокупность относительно устойчивых стандартизованных отношений и элементов. Так как элементом социальной системы является субъект действия, то социальная структура представляет собой стандартизированную систему социальных отношений этих субъектов. Отличительная черта структур и систем социального действия заключается в том, что в большинстве отношений действующие лица не принимают участия в качестве целостнойсущности, а выполняют относительно друг друга определенные социальные роли. Понятие роли соотносит функциональные потребности индивидов с возможностью их удовлетворения средствами функционирующей системы. Существо структурно-функционального анализа выражается в трех взаимосвязанных постулатах. Первый постулат в его типичной формулировке гласит: функцией отдельного социального феномена является его вклад в совокупную социальную жизнь, которая представляет собой функционирование социальной системы.
В нем утверждается, что стандартизованные социальные виды деятельности или же элементы культуры являются функциональными для всей социальной или культурной системы. Второй постулат универсального функционализма утверждает, что все стандартизованные социальные или культурные формы осуществляют позитивные функции, т. е. все устойчивые формы культуры функциональны. Третий постулат незаменимости, как он обычно излагается, содержит два взаимосвязанных между собой утверждения. Во-первых, что существуют определенные незаменимые функции, без которых общество (группа, индивид) прекратит свое существование. Во-вторых, что те или иные социокультурные формы являются необходимыми для выполнения определенных функций.
Вклад Р. Мертона в разработку структурно-функционального анализа заключается в том, что он сформулировал собственную парадигму структурно-функционального анализа, сосредоточив внимание на теоретических и эмпирических возможностях функционального подхода к более тонкому объяснению социальных и социально-психологических явлений. Анализируя первый постулат функционального единства, Р. Мертон обнаруживает, что в нем не учитываются различные последствия социокультурных явлений для разных социальных групп. Поэтому степень интеграции социальных групп в единое общество определяется в ходе эмпирического исследования с разработкой континуума интегрированности.
Рассмотрение второго постулата универсального функционализма приводит Р. Мертона к следующим соображениям: последствия функционирования социальных и культурных форм могут быть как функциональными, так и дисфункциональными, что ведет к постановке проблемы разработки метода определения баланса последствий того или иного социокультурного явления. Развивая третий постулат незаменимости, Р. Мертон формулирует теорему функционального анализа: точно так же, как одно и то же явление может иметь многочисленные функции, одни и те же функции, необходимые для жизнедеятельности разных социальных групп, могут выполняться разными социальными структурами и культурными формами.
Тем самым Р. Мертон приходит к пониманию функциональных альтернатив, функциональных эквивалентов или функциональных заменителей. Особое внимание в рамках структурно-функционального анализа Р. Мертон обращает на разделение функций на явные и латентные, для того чтобы исключить смешивание сознательной мотивации социального поведения с его объективными последствиями, иными словами, разграничить субъективные категории мотивации и объективные категории функций. Открытие латентных функций, по Р. Мертону, не просто уточняет представления об определенных социальных стандартах поведения, но означает качественно новое приращение знания. Введение различия между явными и скрытыми функциями предотвращает замену социологического анализа наивными моральными оценками.
Различение явных и латентных функций можно считать четвертым постулатом структурно-функционального анализа. Таким образом, в ходе критического изучения существующих исследований и теорий в русле функционального подхода Р. Мертон развертывает парадигму структурно-функционального анализа как модель постановки проблем и их решений. В нее включаются следующие категории: явление (или явления), которому приписываются функции; субъективные предпосылки (мотивы, цели); объективные последствия (функции, дисфункции); социальная единица (индивид, группа), обслуживаемая функцией; функциональные требования (потребности, предпосылки существования); механизмы, посредством которых выполняются функции; функциональные альтернативы; структурный контекст (или ограничивающее влияние структуры); динамика и изменения и др.
Предполагается, что, во-первых, данная парадигма содержит некоторый минимальный набор понятий, которыми оперирует социолог для осуществления корректного функционального анализа. Во-вторых, парадигма подводит исследователя к постулатам и предположениям, лежащим в основе структурно-функционального анализа. В-третьих, назначение парадигмы – сделать социолога восприимчивым не только к узко научному значению разных типов структурно-функционального анализа, но и к их политическим, а иногда – идеологическим следствиям. Критика функционального подхода, развернувшаяся в конце 1950-х – середине 1960-х годов, была направлена против его ориентированности на стабильность и равновесие, неспособности дать адекватное описание и анализ конфликтных ситуаций. В начале 1970-х годов, когда кризисные события предшествующего десятилетия поставили под сомнение идею о равновесном состоянии общества, структурно-функциональный анализ стал терять свой интеллектуальный кредит. Однако в 1980-х годах вновь достигнутое состояние относительной стабильности и усиление стабилизационной ориентации в социологии стимулировали новое обращение к функциональному подходу. В частности, есть основания говорить о «неофункционализме», основу которого составляют традиции классического структурно-функционального анализа.
Лит.: Parsons T. Essay in Sociological Theory Pure and Applied. – Glencoe, 1949; Parsons T. The Structure of Social Action. – N. Y., 1973; Merton R. Social Theory and Social Structure. – Glencoe, 1957; Соколова Г. Н. Структурно-функциональный анализ // История социологии. – Минск, 1993.

Источник: Экономико-социологический словарь.

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
функциональный подход, функционализм - один из наиболее развитых и детально (от метатеории до эмпирических исследований) разработанных подходов в социогуманитарном знании 20 в., задающий принципы исследования социокультурных явлений и процессов (на уровнях общества, социума и культуры, личности, любого социального "объекта" - группы, общности, института, организации) как системно-организованной структурной целостности, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное значение (функцию внутри этой целостности). Соотносится со структурным подходом (структурализмом), имеет с ним общие "генетические" корни и теоретико-методологические основания. В середине 20 в. структурный и функциональный анализы были переосмыслены в рамках "объединяющего" их системного подхода как два различных аспекта системного анализа, т.е. исследования систем как целостных единств, и две взаимодополняющие и взаимопроникающие друг в друга (пересекающиеся) стратегии их исследования. Это дало основания универсализировать функциональный и структурный подходы как воплощающие всеобщие принципы любого научного познания, однако релевантной им областью остается, все же, социогуманитарное знание. При этом если структурный анализ в различных своих версиях активно проникал в гуманитарное знание (а во многом и зарождался в нем) - прежде всего в лингвистике и литературоведении, то собственно С.-Ф.А. и возник, и локализовался прежде всего в социальном знании (главным образом, в социологии и британо-американской антропологии).
В социологии структурный подход акцентирует аспект социальной структуры (целостность взаимосвязанных элементов, процессы воспроизводства), а функциональный - аспект социальной организации (принципы соотнесения и функционирования элементов) социума, общества как системы в целом.
Центральным для С.-Ф.А. является понятие функции, которая рассматривается в нем в двух аспектах: 1) как "назначение" ("роль") "одного" из элементов некоторой целостности по отношению к "другому" или к целостности (системе) в целом; 2) как такая зависимость в рамках данной целостности (системы), при которой изменения "одного" оказываются производными (функцией) от изменений "другого" (на уровне прикладных и (или) статистических анализов эта зависимость описывается через взаимоотношения зависимой и независимой переменных). В этом (втором) случае вводится понятие функциональных (функционально-организационных) связей (отношений, зависимостей) в ряду причинных, структурных, генетических связей внутри системы (а также между системами, системой и средой). Соответственно выделяются и процессы функционирования (поддержания организации-организованности, порядка) наряду с процессами производства (ресурсов), воспроизводства (структуры), в совокупности обеспечивающие стабильное существование системы (целостности) и соотносимые с процессами ее изменения и развития (как в результате "естественной" эволюции, так и вследствие специально предпринимаемых ("искусственных") усилий.
В своем развитии С.-Ф.А. прошел ряд этапов становления и представлен несколькими основными версиями: 1) предысторию С.-Ф.А. связывают с идеями органицизма в социологии, прежде всего с именем Спенсера ; 2) основы С.-Ф.А. ("его прообраз"), его исходные методологические принципы заложил Дюркгейм и его школа; 3) так называемый "ранний" функционализм представлен Британской школой антропологии - прежде всего Радклиф-Брауном и Малиновским ; 4) собственно классический американский структурный функционализм стал формироваться с 1930-х под влиянием круга идей Сорокина (прежде всего Парсонсом - ); в это же время конституируются методологически близкие ему статусно-ролевые теории личности; 5) в конце 1940-х основные идеи С.-Ф.А. были переинтерпретированы в терминах системного подхода; 6) 1950-1960-е - время доминирования С.-Ф.А. в социологии в виде двух его основных версий: функционального императивизма Парсонса и функционального структурализма Мертона ; в это же время происходит экспансия методологии С.-Ф.А. далеко за пределы социологии и антропологии, она начинает трактоваться не только как "подлинно" социологическая, но и как общенаучная методология (например, Хоманс рассматривал ее как новый язык описания в социогуманитарном знании, а Гемпель трактовал ее как широкую исследовательскую программу); основное оппонирование С.-Ф.А. встретил в это время со стороны социологии конфликта - Козер , Дарендорф - и "критической теории" Франкфуртской школы ; 7) со второй половины 1960-х нарастает критика С.-Ф.А. с разных теоретико-методологических позиций как внутри социологии (в меньшей мере - в антропологии), так и в общенаучной методологии. Особенно характерно в этом отношении возникновение различных версий "альтернативной" и "радикальной" социологии - Миллс , Гоулднер , социология контркультуры, "новые левые", - а прежде всего усиление тенденций к конституированию методологических разработок внутри так называемой "гуманистической перспективы" (концепция конструирования реальности Бергера и Лукмана , этнометодология, когнитивная социология и т.д.); условно этот период можно назвать "фальсификационным" по отношению к версиям классического С.-Ф.А.; 8) в эти же годы (с середины 1960-х) происходит кардинальное переосмысление основ С.-Ф.А. с позиций социологии социальных изменений - Турен , П. Штомпка и др., что привело к замене системно-организационных моделей описания социума системно-процессуальными, влиятельными в 1970-1980-е не только внутри социологического знания, но и пытавшимися предложить новую методологию социального познания в целом; потенциально возможность "процессуального" прочтения функционализма была предзадана еще в интегральной социологии Сорокина и в теории социального действия Парсонса; 9) в постклассической перспективе (особенно с 1980-х) установки С.-Ф.А. оказались в целом "сняты" в различных версиях постструктуралистски ориентированной социологии - Фуко , Бурдье , Гидденс и др., - методологического индивидуализма (Р. Будон), теории коммуникативного действия (Хабермас - ), поздней философской антропологии (в этом отношении показательна творческая эволюция Х. Шельски); наиболее же адекватно ряд принципиальных положений С.-Ф.А. воплотился в перспективе постклассической социологии в концепции референции Лумана , которую иногда трактуют как особую разновидность функционализма; однако если в теоретических дискурсах С.-Ф.А. (во всяком случае в своем классическом виде) утратил к настоящему времени сколь-нибудь заметное влияние, то прикладная методология, разработанная в его рамках, продолжает занимать доминирующие позиции в конкретных эмпирически ориентированных социологических исследованиях (успешно конкурируя с методами качественного анализа и методическими разработками, конституированными в традиции этнометодологии и близких ей направлений).
В историко-социологической ретроспективе, восстанавливая определенные "линии" преемственности (точнее - наследования), можно с достаточным на то основанием утверждать, что "линия С.-Ф.А." является в социологии, фактически, дисциплинообразующей. Она охватывает (в неэксплицитном виде) весь период классической социологии (от Спенсера до Дюркгейма), эксплицитно - весь период неклассической социологии (от Радклиф-Брауна и Малиновского через Сорокина к Парсонсу и Мертону), а частично "проникает" и в постклассический период ее развития (системо-процессуальные модели, концепция Лумана). Она наиболее адекватно воплотила в себе конституирующий для социологии принцип социологизма, впервые отчетливо артикулированный Дюркгеймом , и в этом отношении иные теоретико-методологические версии социологии могут быть осмыслены как в разном отношении и с разной степенью последовательности оппонирующие ей (вплоть до наиболее радикального противостояния ей, задаваемого "линией" понимающей, а затем и феноменологической социологии). Это положение сохранялось вплоть до перехода социологии в постклассическую фазу ее развития. Более того, теоретико-методологические кризисы, которые переживала эта "линия" развития социологии воспринималась как изнутри, так и вне социологии как кризис социологии как таковой, вплоть до постановки под вопрос самой возможности ее конституирования как отдельной научной дисциплинарности (кризис классической позитивистско-дюркгеймовски ориентированной социологии в 1920-х; кризис собственно С.-Ф.А. в конце 1960-х - 1970-е, которая воспринималась как неоклассика в рамках неклассической социологии). При этом социологизм в целом и С.-Ф.А., в частности, в историко-социологической ретроспективе воспринимаются как дискурсы "стабилизационного", а не "кризисного" сознания.
О роли и "весе" С.-Ф.А. в истории социологической мысли свидетельствует и то, что он стал чуть ли не основным "мальчиком для битья" в постклассической перспективе со стороны современных социологически ориентированных дискурсов (будучи в этом качестве мифологизирован наряду с "позитивизмом" и "натурализмом" и встроен в единый с ними ряд, презентирующий то, как не должна строиться современная теоретическая социология). Здесь собственно содержательный анализ С.-Ф.А. отходит на второй план и в "пылу" полемики часто забывается, что и для современных теоретических дискурсов С.-Ф.А. (при его расширительном понимании как "звена в цепи" "линии" социологизма) является "родовым пятном" в смысле конституирования основных концептов социологических дискурсов как таковых, что можно обнаружить именно (и только) в содержательных анализах. В этом случае обнаруживается, что "ведущаяся уже в течение века дискуссия по поводу функционализма уходит корнями в неявный органицизм, сопутствовавший этой концептуальной перспективе. Количество неявных организационных допущений зависело лишь от того, чья схема подвергалась рассмотрению" (Дж. Тернер).
Согласно Тернеру, из органицизма С.-Ф.А. наследовал представления об обществе как: 1) органической саморегулирующейся системе, стремящейся к гомеостазису и равновесию; 2) аналогичной организму самообеспечивающейся системе, обладающей определенными базисными потребностями и нуждами, без удовлетворения которых невозможно его выживание, сохранение гомеостазиса или равновесия; 3) целостности, пребывающей в состоянии постепенного (и непрерывного) наращивания своей сложности и дифференциации своих частей (и функций); 4) состоящем из взаимозависимых частей, когда изменения в одной части влекут за собой изменения в других частях. Эти теоретические допущения Спенсера были переинтерпретированы Дюркгеймом в духе социального реализма о приоритете целого над его частями и дополнены тезисом о "нормальных" и "патологических" (аномических) состояниях целостностей с точки зрения их "функциональных потребностей", что предполагает введение допущения о наличии точек равновесия в системах, вокруг которых и осуществляется их нормальное функционирование. (Согласно С.-Ф.А., "объясняя социальный феномен, мы должны отличать порождающую его причину от выполняемой им функции".) Тезис функционализма был дополнен Дюркгеймом тезисом социологизма, требовавшим объяснять социальное, исходя из самого социального (по типу функциональных зависимостей), не прибегая к "внешним" причинам (и к редукции социального к психологическому или индивидуальному), а также концепцией органической и механистической солидарности (вводящей представление о разных типах самих функциональных связей).
Лидером функционального анализа в антропологии явился Радклиф-Браун, стремившийся преодолеть телеологизм предшествовавших анализов смещением их акцентов на аспект структурности общества (он ввел сам термин "социальная структура"). Функциональные отношения трактовались им как направленные на поддержание необходимой минимальной интеграции частей общества, обеспечение отношений солидарности внутри целостностей (тезис функциональной совместимости элементов в системе или постулат универсальной функциональности). Жизнь общества ("социальной системы", замененной в его более поздних работах понятием "культура") в ее динамике трактовалась Радклиф-Брауном как результат взаимосоотнесения взаимодействий индивидов (уровень "социальной структуры") и взаимодействий деятельностей (уровень "социальной организации"), порождающий импульс к развитию общества (как смене им своего типа). Другой основоположник Британской антропологической школы - Малиновский - ввел в оборот сам термин "функционализм" и сместил фокус анализа с собственно социума на культуру. Сама культура при этом трактовалась как собрание артефактов (продуктов деятельности) и организующих социальную жизнь традиций (предписывающих адаптивные нормативные образцы поведения), формирующих индивидов и позволяющих группам поддерживать интегрированность и преемственность, т.е. целостность общественной жизни. По сути, работы Дюркгейма, Радклиф-Брауна и Малиновского обозначили основные рамки и перспективы (видения и их горизонты) всего функционализма 20 в., акцентировав проблематику поддержания равновесия в устойчивых системах (и задав, тем самым, "дискурс стабилизационного сознания"). Однако классический американский С.-Ф.А. не может быть адекватно понят без еще одной "прививки", сделанной Сорокиным, детально проанализировавшим в их соотнесенности и конституирующей роли по отношению к обществу три его системообразующие составляющие, - социум и личность, соотносимые "внутри" определенной культуры (хотя впервые в своем различении они были проанализированы все же Малиновским), презентирующей ту или иную суперсистему ("чувственную", "умозрительную" или "идеалистическую"), находящуюся в определенной фазе своего развития (но всегда соотносящую в себе в конкретном единстве язык, этику, религию, искусство и науку). Однако если Сорокин в своем проекте интегративной социологии двигался в сторону культурсоциологии ("объективно" выводившей за рамку социологизма и неоклассической социологии вообще), то Парсонс, исходивший из аналогичных методологических установок и не без влияния первого, акцентировав аспект "социальности", собственно и оформил неоклассический дискурс С.-Ф.А.
Парсонс в своем функциональном императивизме исходил из того, что любая система имеет две оси ориентации: 1) ось различения внутреннего-внешнего (акцентирование либо своих собственных проблем, либо событий окружающей среды); 2) ось различения инструментального-консумматорного (акцентирование либо сиюминутных "средств", либо долгосрочных ("самодостаточных") потребностей-целей). Ориентация по этим осям порождает адаптацию и целедостижение (ориентация "вовне"), интеграцию и регуляцию как поддержание образца взаимодействия (ориентация "вовнутрь") как функциональные императивы, характеризующие любые системы на любых уровнях их существования, как и их подсистемы, специализирующиеся на обеспечении одной из этих четырех функций и имеющие также свои собственные императивы. Социум (социальная система) может быть охарактеризован как система функционально взаимосвязанных переменных, исходно задающихся на уровне потребностей личности (система личности) и обеспечиваемых нормативно-ценностной системой культуры, обеспечивающей акторов средствами и технологиями поддержания социального порядка, т. е. поддержания равновесия, устойчивости и консенсуса внутри общества в целом и на каждом уровне и в каждой подсистеме его организации. Непосредственными механизмами усвоения норм и интернализации ценностей выступают стабилизирующие целостности всех типов, способы социализации и социального контроля, легитимированные в организации деятельности и в институционализации социальных процессов. Любая система есть устойчивый комплекс повторяющихся и взаимосвязанных действий, а анализ любого процесса должен проводиться, соответственно, как часть исследования некоторой системы с "сохраняющимися границами". Социальный нормативный порядок есть, следовательно, результирующая тенденций любых целостностей к самосохранению (через поддержание собственной структуры по определенным образцам действия, независимо от колебаний в отношениях системы со внешней средой) и к сохранению границы и постоянства по отношению к внешней среде (сохранение гомеостазиса), поддерживаемых в системности социального действия. Последнее развертывается между личностью и социальной системой в пространстве (поле выбора) между организмически генетически предзаданным и символическими образцами культуры; оно понимается как открытая система, реализующая четыре системные потребности: адаптацию, целеполагание, интеграцию и регуляцию - латентное поддержание образца. "Поле выбора" для действующего актора задается как многомерно простроенное по координатам: 1) универсализм - партикуляризм, 2) эмоциональность - нейтральность, 3) достижение - предписывание, 4) диффузность - специфичность, но закрепляемое в своей "неизменности" во времени как "сеть позиций" - "ролевых статусов". Каждому из последних предписывается определенное ожидаемое поведение по культурой закрепленным, обеспеченным системой санкций, легитимированным нормативным образцам.
В результате С.-Ф.А. должны быть: 1) получены разветвленная и сложносоподчиненная типологии связей частей и элементов друг с другом и с целым, 2) прописаны возможные и допустимые (в смысле сохранения стабильности) состояния социальной системы (системы систем) в целом, 3) определены репертуарные наборы функций (подлежащих реализации через системы действий), 4) осуществлен вывод полученных результатов на уровень исследования переменных в конкретных исследованиях. На методологическом уровне основная проблематика С.-Ф.А. была осознана как изучение отношений между классом структур и классом функций. Она конкретизировалась, в свою очередь, в проблемы функциональной необходимости и функциональных альтернатив действия. Понятие функциональной необходимости исходит из представления о том, что возможно определить минимум функциональных требований, которым должна удовлетворять система (общество), чтобы стабильно функционировать в "нормативном" режиме.
Понятие функциональных альтернатив, введенное Мертоном (в иных версиях - функциональные эквиваленты, функциональные субституты, функциональные аналоги), схватывает "поле" возможных вариантов исполнения действия при данном наборе структурных элементов. В этом контексте Мертон различил функциональные потребности и структурные альтернативы, которые могут удовлетворить эти потребности, и снял требование однозначного соответствия функций структурной единице, в целом смещая при этом проблематику С.-Ф.А. в область исследования социальной структуры и ее влияния (через структурные регулятивы) на социальное действие (отсюда и определение его концепции как функционального структурализма). Полное "функциональное единство", с его точки зрения, - недостижимый ни в одной системе идеал, так как в ней всегда присутствует диссонирующее ей начало, которое он обозначил через понятие дисфункции (то, что функционально для одной части системы, может быть дисфункционально для другой, и наоборот). В этом же ключе Мертон подверг критике тезис об "универсальности функционализма", показывая, что в реальности каждый образец в системе не является исключительно функциональным, а есть, скорее, институциализированное выражение достигнутого в деятельности функционально-дисфункционального баланса. Еще одно важное уточнение классического функционализма, осуществленное Мертоном, - введение разграничения "явных" и "латентных" функций (последние суть неинтенциональные и неосознаваемые социальными акторами объективные для системы следствия их действий). Внося эти изменения в С.-Ф.А., Мертон стремился, с одной стороны, "снять" критику в адрес классического функционализма, а с другой - вывести его на уровень теории среднего уровня, позволяющей непосредственно выходить на анализ эмпирических фактов. "Латентно" Мертон задал дополнительный импульс уже обозначившейся тенденции к переинтерпретации теоретико-методологических основ С.-Ф.А. в терминах системно-процессуальных моделей (предполагающих в том числе и "втягивание" внутрь себя абсорбированной проблематики социологии конфликта; сам Мертон "вернул" в традицию С.-Ф.А. специфически им переинтерпретированное понятие аномии, изгнанное из него под воздействием установки на "интегративно-равновесный" характер социальной системы и общества в целом). Таким образом, уже в поздних версиях самого С.-Ф.А. наметилась тенденция к интеграции его с другими парадигмальными разработками в постклассической перспективе социологии (в этом смысле примечательно замечание Мертона о том, что любой социолог в определенной мере структурный функционалист, коль скоро он социолог). Однако, с другой стороны, в этой же перспективе была осознана вся пагубность "замыкания" дисциплинарного дискурса на одну, пусть и "детально" простроенную, теоретико-методологическую парадигмальность (другой пример такого "замыкания" - марксистская ориентация советской социологии).
Тем не менее в истории социологической мысли С.-Ф.А. остается примером чуть ли не единственной эффективной разработки универсалистски-экспансионистски (по отношению к другим социально-дисциплинарным дискурсам) ориентированной методологии, возникшей на собственном теоретическом основании (более того, при последовательном оппонировании философскому знанию).
В.Л. Абушенко

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Структурно-функциональный анализ сексуальности

Айзман Нина Игоревна
В статье рассматриваются структурные компоненты сексуальности, их содержательные характеристики, а также взаимосвязи между ними.
Читать PDF

Икона и ритуал (структурно-функциональный анализ)

Давыдов Иван Павлович
Как показывает функциональный анализ, ритуалу присущи 36 функций, а иконе 21 функция, причем сравнительный анализ этих рядов функций позволяет сделать вывод, что 2/3 функций иконы как культового предмета детерминированы ритуалом.
Читать PDF

Структурно-функциональный анализ хакасского костюма

Киштеева Оксана Вячеславовна
Статья представляет анализ хакасского народного костюма как феномена традиционной культуры. Анализируются функции костюма, которые являются структурными элементами системы данного культурного феномена.
Читать PDF

Структурно-функциональный анализ социальных сетей Интернета

Машкина А.В.
На основе структурно-функционального подхода был проведен анализ основных функций социальных сетей Интернета. Выявлена структура и ценностно-нормативная система участников сетевой коммуникации.
Читать PDF

Структурно-функциональный анализ понятия «Охрана здоровья детей»

Лапин Ю. Е.
В статье актуализирована проблема совершенствования понятийно-категориального аппарата государственной политики в области охраны здоровья детей.
Читать PDF

Структурно-функциональный анализ информационной культуры личности

Лободенко Л. К.
Читать PDF

Феномен государства: структурно-функциональная методология анализа

Любашиц Валентин Яковлевич, Мордовцев Андрей Юрьевич, Мамычев Алексей Юрьевич
В статье, авторы впервые обратили внимание на институт «функционально-организованное государство» как метод познания содержания и сущности государства.
Читать PDF

Структурно-функциональный анализ социальной ответственности бизнеса

Кузеванова А. Л.
В статье с позиций структурно-функционального подхода анализируется содержание социальной ответственности бизнеса.
Читать PDF

Образовательные услуги в контексте структурно-функционального анализа

Яровая Наталья Сергеевна
В статье обобщаются различные научные подходы к выявлению структуры и содержания образовательной услуги как системообразующей категории современной мировой образовательной системы, предлагается авторский (многофункциональный) подх
Читать PDF

Структурно-функциональный анализ архетипов коллективного бессознательного

Давыдов Иван Павлович
Гипотеза автора состоит в пресуппозиции фундаментальных функций архетипичных образов коллективного бессознательного.
Читать PDF

Структурно-функциональный анализ продвижения музыкального проекта на рынок

Жижина Мария Викторовна
В статье излагаются результаты структурно-функционального анализа процесса продвижения проекта (исполнителя, группы) на отечественный музыкальный рынок.
Читать PDF

Феномен коммерческой рекламы в понимании структурно-функционального анализа

Ахметшина Анна Алексеевна
Феномен коммерческой рекламы рассматривается как вид социального действия.
Читать PDF

Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний человека

Леонова А. Б.
Читать PDF

Структурно-функциональный анализ социальной компетентности студентов техникума

Пискунова Елена Николаевна, Чадкина Светлана Вячеславовна
Статья посвящена изучению структуры социальной компетентности студентов техникума.
Читать PDF

Структурно-функциональный и семантический анализ развития исторического процесса*

Степанищев Сергей Анатольевич
В статье предлагаются варианты структурно-функционального и семантического анализа динамического характера исторического процесса.