СТРУВЕ ПЕТР БЕРНГАРДОВИЧ (1870–1944)

Найдено 1 определение
СТРУВЕ ПЕТР БЕРНГАРДОВИЧ (1870–1944)
Сторонник легального марксизма в русской социологии. Предметом социологии считал общественное развитие и роль в нем личности. Выступал против субъективного метода в социологии, был близок к методам К. Маркса. Прогресс общества определяется развитием культурных ценностей человечества. Общество может и должно развиваться эволюционным путем. Разрешению противоречий между классами и политическими партиями служит компромисс. Развитие демократии – высшая школа компромисса.
В 1890 г. С. создал марксистский кружок по изучению литературы, которую привез из Швейцарии. В 1898 г. он пишет в “Манифесте РСРП”, что рабочий класс лишен того, чем свободно и спокойно пользуются его заграничные товарищи: управления государством, свободы слова, союзов и собраний.
В статье “Марксова теория социального развития” обосновывает возможность системных реформ в рамках капитализма; возможность избежания социальных революций при условии перехода от капитализма “стихийного” к “организованному”, окультуренному, “современному”.
Буржуазное государство может наладить нормальную жизнь общества и разрешить социальные конфликты. Однако он не выделяет причины социальных конфликтов и возможности их устранения. Особый интерес представляют взгляды С. на государство. Государство, как и личность, имеет свою психологию, верховный закон бытия. Любое государство желает быть могущественным. А быть могущественным – значит обладать “внешней” мощью. Не внешняя политика является продолжением и следствием внутренней, а наоборот. Внутренняя политика должна “подчиняться” императивам внешней политики. Государство – “организм”, который во имя культуры подчиняет народную жизнь началу дисциплины. Дисциплина – основное условие “государственной” мощи. Дух государственной дисциплины был чужд русской революции.
Как носители власти до сих пор смешивают себя с государством, так большинство тех, кто боролся и борется с ним, смешивали и смешивают государство с носителями власти. Нельзя путать государство с конкретными физическими лицами, отправляющими властные функции.
Государство есть существо мистическое. Мистичность в том, что индивид с радостью и даже с восторгом приносит себя в жертву могуществу этого отвлеченного существа. Власть есть своего рода очарование или гипноз. Компромисс – универсальная форма разрешения противоречий между классами, политическими партиями. “Развитие демократии есть высшая школа компромисса”, – утверждал С.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.