СУБЪЕКТ МАЛОГО БИЗНЕСА в переходной экономике

Найдено 1 определение
СУБЪЕКТ МАЛОГО БИЗНЕСА в переходной экономике
физическое или юридическое лицо, испытывающее повышенные риски в осуществлении предпринимательской деятельности в связи с неоформившимся законодательством в экономической и правовой сферах, а также в связи с социально-психологическим отторжением этой деятельности основной массой населения, занятого в общественном производстве.
Согласно статистическим данным 2001, в Беларуси в сфере малого бизнеса работали 7,6% от всех занятых в экономике, а объем произведенной продукции (работ, услуг) составил 15,5% от всего объема ВВП, что говорит о высоких потенциальных возможностях малого бизнеса и о необходимости со стороны государства обеспечения условий, стимулирующих расширение предпринимательской деятельности за счет действенных налоговых и денежно-кредитных механизмов.
Согласно результатам сплошного социологического опроса, проведенного автором в Брестской области (2002), собирательный образ современного белорусского предпринимателя - это мужчина в возрасте 30-39 лет, со средним специальным или высшим образованием, нередко имеющий опыт руководящей работы, состоящий в зарегистрированном браке и имеющий одного-двух детей. Основная сфера деятельности - торговля, в которой заняты 63,5% опрошенных, далее следуют коммерческо-посредническая деятельность - 16,8%, производство продукции - 10,2%, консультативная и финансово-кредитная деятельность - 2,9% и 2,3% соответственно, прочие виды деятельности - 3,2%. В условиях переходной экономики, характеризуемой отсутствием рыночной инфраструктуры, необходимой для развития предпринимательства, а также относительно низкого уровня денежных накоплений и практического опыта, такая сфера малого бизнеса, как производство продукции, не играет той роли, которая ей полагается как двигателю экономического прогресса.
Нестабильное законодательство в экономической и правовой сферах формирует скорее пессимистичное отношение предпринимателей к происходящим в республике экономическим переменам. Одобряя в целом новые экономические реформы, они тем не менее не видят перспектив для себя. Так, 79% предпринимателей считают, что государство должно обеспечивать лишь общее направление экономических преобразований, а 17% отметили необходимость их жесткого регулирования. В становлении нового типа экономики частный сектор, по мнению почти половины респондентов, должен получить приоритетное развитие. Несовершенство законодательной базы приводит к тому, что 1/3 респондентов считают практически невозможным заниматься бизнесом не нарушая законодательства, а 2/3 - что можно, но с большим трудом.
Переход от плановой к рыночной системе хозяйствования породил не только новый социальный слой бизнесменов, но и достаточно устойчивые системы по сути криминализированных экономических отношений. В выигрыше, согласно выражению М. Вебера , оказывается капитал, "ориентированный на политику", т.е. на внешнеэкономические структуры и формы деятельности. "Сращенность" капитала с властными структурами любого масштаба выступает своего рода гарантией получения различных льгот, а нередко и защиты от справедливого наказания. Государственно-управленческая должность сама по себе превращается в средство предпринимательства, т.е. в средство извлечения прибыли, связанное с риском.
Столкнувшись с реалями "свободного" рынка, жесткой (часто недобросовестной) конкуренцией, предприниматели мало верят, что состояние появившейся прослойки богатых людей нажито честным и добросовестным трудом или же получением богатого наследства. По мнению 2/3 респондентов нынешние нувориши разбогатели посредством жульнических махинаций, благодаря удачному стечению обстоятельств, в результате преступных действий, за счет использования служебного положения. Финансовую сторону своего бизнеса 1/2 опрошенных предпринимателей оценивают ненадежным, что можно объяснить и чисто психологическим фактором, связанным с ежедневным коммерческим риском.
Учитывая, что сегодня в массовом сознании доминирует негативный образ "нового белоруса", предпринимателям было предложено назвать положительные и отрицательные качества, присущие им самим. В абсолютном большинстве ими были отмечены в качестве положительных - энергичность и инициатива, трудолюбие, хорошие организаторские способности, профессионализм и компетентность. В качестве отрицательных свойств, выделенных почти половиной респондентов, - готовность "обходить" законы, стремление к легкой наживе, рвачество и способность пойти на правонарушения ради обогащения, зависть и "нечестная конкуренция".
Таким образом, С.М.Б. переходного периода экономики во многом формируется издержками этого периода - этапом, который М. Вебер называл "архаическим капитализмом". Суть этого этапа состоит в том, что возникает и используется возможность обогащаться любыми способами в условиях еще не сложившегося законодательства, неразработанных социальных норм и моральных стандартов. Совершенствование нормативно-правовой базы и лояльная по отношению к малому бизнесу политика государственных структур - необходимые предпосылки успешной деятельности предпринимателей.
И.А. Андрос

Источник: Социология: энциклопедия