СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Найдено 1 определение
СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
это трансформация традиционных отношений в отечественной модели управления между начальником и подчинённым как субект-объектных в отношения взаимно уважительного диалогического партнёрства. За этим стоит взаимное участие сторон в принятии управленческих решений и совместная ответственность за их исполнение. В российской социологии и психологии управления, для оценки субъект - объектной модели, используется категория “отчуждение”, как наименование следствия подмены отношений управления отношениями власти и собственности. Этот механизм представляет собой первичный, исходный пункт отчуждающей социальной регуляции отношений в системах управления, где индивид - исполнитель выступает в роли зависимого, лишённого качеств самоценного, самодостаточного субъекта. Добротный научно-исследовательский материал по этой проблеме представлен в работах Н.А.Куртикова, В.В.Новикова, Г.М.Мануйлова и Т.М.Дридэе. Их исследования, как и многих других авторов, прежде всего, свидетельствуют о глубоком повороте к человеку в социально-гуманитарном обществознании. Содержание управленческого труда, как и любого другого, может быть установлено путём хронометража (исследование Г.Минцберга, например) как соотношение рутинных и творческих элементов. Однако характер управленческого труда зависит не только от квалификации и положения управленца на служебной лестнице, но и от его места и роли в системе отношений власти и собственности. Это очень серъёзный вывод, который с трудом доходит до сознания целой армии рационализаторов управленческой деятельности в РФ, начиная с т.н. ”эффективных менеджеров” и кончая мощным корпусом разнообразных, в том числе и вполне добросовестных, консультантов. Попытки повысить эффективность управления путём внедрения последних достижений западного менеджмента разбиваются о неустойчивое социально-экономическое и тревожное социально-психологическое положение главной фигуры субъект-объектной модели управления - самого управленца. Он испытывает на себе не только влияние неопределённости условий, в которых принимаются решения, но и страдает от невозможности в полной мере выполнить свои профессиональные функции, поскольку политическая целесообразность или рыночная конъюнктура нередко заставляют его нарушать писаные и не писаные правила управленческой этики. В синкретизме с интересами власти и собственности он чувствует себя не в своей тарелке. В исследовании Т.М.Дридзе показано, что природе социального управления ближе диалогическая, субъект-субъектная модель. Для гуманистического решения проблемы практики управления и её сближения с социальным участием Т.М.Дридзе были созданы две, связанные между собой, парадигмы: антропоцентрической социологии и семиосоциопсихологии, а так же прогнозная социально-проектная технология. Социально-ориентированному управлению, по её мнению,.присуща диалогическая, субъект-субъектная ориентация совместной деятельности. Результатом подобной ориентации, в отличие от отчуждающей псевдо - и квазикоммуникации, является адекватная интерпретация коммуникативной интенции партнёров по общему делу. Социология управления рассматривает такого рода субъект-субъектную модель управления как программу реформирования всей системы управления в стране, в основе которой должно находиться освобождение функций управления от несвойственных ему отношений власти и собственности. Лит,:Куртиков Н.А.Психология и социология управления. М.,200; Мануйлов Г.М.,Новиков В.В . Психологическое управление в кризисном обществе. СПБ.,1999; ДридзеТ.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики.//Россия: трансформирующееся общество. М.,2001; Тихонов А.В.Социология управления. М.,2009. А.В.Тихонов

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
71.04 кб

Управление как реализация субъектных отношений

Куштым Евгения Александровна
В статье обосновывается значимость гуманитарного знания в системном решении проблем управления, раскрывается актуальность философии управления в условиях модернизации системы образования в России.
Читать PDF
2.51 мб

Субъектность подростка, его отношение к себе и окружающим

Солодовникова Ирина Владимировна
Субъектность в жизни подростка оказывает значимое влияние на его отношение к миру и ощущение себя в нем.
Читать PDF
370.81 кб

О субъектно-объектных отношениях в сфере физической рекреации

Рыжкин Ю. Е.
Читать PDF
175.39 кб

Субъектно-объектное отношение в контексте отдавания и принятия

Сергеева А. И.
В статье рассматриваются проблемы развития общественных отношений. Автор считает, что противоречие субъект-объектных отношений преодолевается через отдавание и принятие.
Читать PDF
560.41 кб

Отношение к будущему: штрихи к портрету темпоральной субъектности

Веселкова Наталья Вадимовна
Статья раскрывает типы отношения к будущему («мистика предсказания» и «рацио предвидения») и к неопределенности будущего («будущее как продолжение настоящего» и «будущее как иное»), используя анализ сочинений одиннадцатиклассников
Читать PDF
213.00 кб

Эволюция субъект-субъектных отношений в профессиональном образовании

Прошина Людмила Матвеевна
В статье исследуется проблема формирования субъект-субъектных отношений в профессиональном образовании.
Читать PDF
527.97 кб

Математическая модель субъект-субъектных отношений педагогов и детей

Афанасьев Владимир Васильевич, Рожков Михаил Иосифович
В статье характеризуются отношения педагогов и детей как субъект-субъектные. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса.
Читать PDF
400.38 кб

Приоритет субъект-субъектных образовательных отношений с обучающимися

Сериков Геннадий Николаевич
Рассматривается специфика трудовой функции педагогического персонала вузов в выстраивании субъект-субъектных отношений со студентами как важной предпосылки развития их готовности к продуктивному взаимодействию с партнерами в предс
Читать PDF
396.50 кб

Субъектно-объектные отношения в системе культурно-просветительной работы

Морозова Надежда Михайловна
Проблема взаимоотношений субъекта (познающего) и объекта (познаваемого) является одной из центральных проблем философии.
Читать PDF
170.07 кб

«Франсафрик» и «Новые рубежи» в контексте субъектно- объектных отношений

Нгома Лухуоло Жюниор Голди
С позиций субъектно-объектных отношений в трактовке выдающегося советского философаМ.С. Кагана проанализированы концепции африканского направления внешней политики Франции и США конца 1950-х начала 1960-х годов.
Читать PDF
240.86 кб

Субъектно-деятельностный подход к изучению детско-родительских отношений

Чернов Дмитрий Николаевич
Проблема детско-родительских отношений рассматривается с позиций социально-психологического направления субъектно-деятельностного подхода.
Читать PDF
234.84 кб

Ценность как разновидность субъектно-объектных отношений (системный анализ)

Наумов Петр Юрьевич, Утюганов Алексей Анатольевич
Целью данной работы является рассмотрение сущности и специфики ценностного отношения, с позиций системного подхода.
Читать PDF
253.80 кб

Информационная доминанта как интегральный образ объект-субъектных отношений

Бакаева Жанна Юрьевна
В статье анализируются «образы-модели» информационного пространства «по вертикали», представлены категориально-понятийные основания теории информации в рамках понятий множественность, структурность, организационность.
Читать PDF
225.59 кб

Системный анализ субъектно-объектных отношений в профессиональной деятельности

Пучкова И. М.
В статье представлены подходы к системному анализу профессиональной деятельности. Описано содержание субъекта и объекта профессиональной деятельности как системных образований.
Читать PDF
242.61 кб

Пространство личных отношений как составляющая субъектного опыта в ранней юности

Глущенко Г. В., Лилиенталь И. Е.

Похожие термины:

  • Отношения (субъектные)

    по В. Н. Мясищеву — 1) осознанные или неосознанные состояния взаимной зависимости индивидов, обеспечивающие некоторое удовлетворение материальных или духовных потребностей обеих сторон и предпо