источник трудовой активности как индивид или группа работников.
В совр. понимании С. т. выступает как «агент» (англ. agency — возбудитель, творец, источник) социальных процессов, трудовой деятельности в частности. В этом смысле он является рационально действующим, мотивированным и обладающим необходимыми ресурсами: знаниями и навыками для выполнения трудовых функций.
Понятие «С. т.» в этом смысле противоположно понятию «рабочая сила». Рассмотрение в социологии труда работников именно в функции С. т. отличает социологич. и психологич. подходы от технократического и вульгарно-экономического. Человек становится субъектом труда в силу освоения достижений культуры, знаний и навыков проф. деятельности, но также и в силу того, что он реализует в труде свои многообразные потребности, интересы, ценностные ориентации, т. е. самоутверждается как личность.
См. также: Активность трудовая, Мотивация поведения, Отношение к труду.
Лит.: Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после. — М.: «Аспект-Пресс», 2003; Магун В. С. Потребности и психология социальной деятельности. — Л.: «Наука», 1983; Соколова Г. Н. Труд и профессиональная культура. — Минск, 1980.
Г. Н. Соколова, В. А. Ядов
СУБЪЕКТ ТРУДА
СУБЪЕКТ ТРУДА
Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.
СУБЪЕКТ ТРУДА
носитель трудовой деятельности и познания (индивид или социальная группа); источник трудовой активности, направленной на объект. Современная трактовка понятия «субъект» берет начало от Р. Декарта, который толковал субъект как активное начало в познавательном процессе (в противоположность объекту). Следующий шаг на этом пути был сделан И. Кантом, который раскрыл законы внутренней организации субъекта, делающие возможным достижение всеобщего и необходимого знания. Это учение о категориях как форме регуляции мышления, представление субъекта как родового, т.е. вмещающего в себя весь исторический опыт, познания). Далее тезис о социально-исторической природе субъекта был развит Г. Гегелем, для которого познание есть надиндивидуальный процесс, развертывающийся на основе тождества субъекта (под которым понимался абсолютный дух) и объекта. В современном понимании С. т. выступает как субъект трудовой деятельности и познания.
В этом плане субъект (индивид, социальная группа, сообщество) выступает в качестве С. т. с присущим ему самосознанием постольку, поскольку он владел созданным миром культуры – орудиями труда, формами языка, логическими категориями, нормами морали, трудового и профессионального поведения и т.д. Таким образом, С.т. выступает субъектом культурного развития в той мере, в какой он участвует в создании культурных ценностей, и – объектом культурного развития в той мере, в какой он осваивает культурные богатства. Необходимым условием превращения индивида (социальной группы, сообщества) в С.т. является усвоение запасов знания, которое человечество выработало, усвоение и переработка того, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры. Усвоение накопленных знаний, овладение техникой и новыми технологиями способствует формированию индивидов (социальных групп, сообществ) в С. т.
Лит.: Соколова Г. Н. Труд и профессиональная культура. – Минск, 1980; Тощенко Ж. Т. Социальные резервы труда: Актуальные вопросы социологии труда. – М., 1989; Соколова Г. Н. Социология труда: учебник для вузов. – Минск, 2002. Г. Н. Соколова
В этом плане субъект (индивид, социальная группа, сообщество) выступает в качестве С. т. с присущим ему самосознанием постольку, поскольку он владел созданным миром культуры – орудиями труда, формами языка, логическими категориями, нормами морали, трудового и профессионального поведения и т.д. Таким образом, С.т. выступает субъектом культурного развития в той мере, в какой он участвует в создании культурных ценностей, и – объектом культурного развития в той мере, в какой он осваивает культурные богатства. Необходимым условием превращения индивида (социальной группы, сообщества) в С.т. является усвоение запасов знания, которое человечество выработало, усвоение и переработка того, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры. Усвоение накопленных знаний, овладение техникой и новыми технологиями способствует формированию индивидов (социальных групп, сообществ) в С. т.
Лит.: Соколова Г. Н. Труд и профессиональная культура. – Минск, 1980; Тощенко Ж. Т. Социальные резервы труда: Актуальные вопросы социологии труда. – М., 1989; Соколова Г. Н. Социология труда: учебник для вузов. – Минск, 2002. Г. Н. Соколова
Источник: Экономико-социологический словарь.