СУБЪЕКТИВНОСТЬ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Субъективность
как противоположность объективности - свойство процесса познания, сывязанное с личностным фактором исследователя (его субъективным мнением или отношением к объекту) или коренным свойством самого облъекта исследования. Не существует полностью объективных исследований или научных положений (все они содержат некоторую "натяжку").

Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

СУБЪЕКТИВНОСТЬ
определенность, атрибут индивида как носителя активности, познания и деятельности. Предполагает в определенной степени необъективное, пристрастное отношение человека к чему-либо, определяемое его личными взглядами, интересами, вкусами. С. выступает как самосознание субъекта, способ осознания человеком собственной природы, принимающий в различных культурах разные формы. Дихотомия субъективного и объективного, роль объективности в процессах формирования С. рассматривается Парсонсом, Альтюссером, Гидденсом и др. Крайним выражением субъективной онтологической и эпистемологической установки является субъективизм. Он отрицает существование объективных законов, абсолютизируя активную роль субъекта в познании {Лавров, Михайловский и др.), являющегося определяющей единицей общественной структуры и исторического развития.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

СУБЪЕКТИВНОСТЬ
subjectivity) — видение человека (субъекта); недостаток объективности. Разброс отношений к этому термину указывает на его, по существу, спорный характер. Он часто используется с уничижительным оттенком в позитивистской социологии, чтобы снизить достоинство иного наблюдения или методологии. С другой стороны, он превозносится герменевтикой как единственно возможный способ осмысления социального. Любой ответ на вопрос о том, является ли субъективность неизбежной или нежелательной, основывается на онтологических и эпистемологических предположениях о характере отношений людей к конкретному миру. На практике используются два термина — большая или меньшая степень субъективности — в зависимости от требований различных авторов. Предпринималось много попыток проиллюстрировать, каким образом субъективность создается объективностью, и наоборот (см., например, Парсонс; Альтюссер; Гидденс), но дихотомия так и не исчезла.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Субъективность
(от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе). Суб’єктивність. Subjectivity. Образ процессов и явлений действительности, выражающийся либо в форме обыденного знания, либо в форме научных понятий. Социологический анализ С. принципиально отличается от философского. К примеру, в материалистической философии С. рассматривается под углом зрения теории отражения, как явление вторичное по отношению к общественно-исторической практике в том смысле, что оно отражает ее содержание, а само отражение опосредуется социальной или общественно-исторической практикой. В противоположность этому в идеалистической философии С. трактуется даже в качестве первоосновы мира, как то, что вообще творит мир. Социологию и социологию культуры, в частности, интересует не происхождение, не ее гносеологическая природа, а различия образов действительности, доминирующие у представителей различных социальных слоев и групп степень и адекватность осознания социальными субъектами своего места и роли в социальных процессах. Она может замерить также степень адекватности осознания социальными субъектами своего места и роли в социальных процессах. Так, говоря о классовом самосознании того или иного класса, например рабочих, мы в действительности говорим о степени превращения данного класса в субъекта исторического процесса, что означает: а) доминирующие у его представителей представления соответствуют социальным реалиям; б) на сколько его субъективные интересы совпадают с тенденциями социальных изменений, т. е. находят свое объективное воплощение; в) на сколько данные интересы совпадают с интересами других социальных субъектов; г) как, каким способом и с какими последствиями для него на его сознание влияет господствующая идеология и способствует ли она становлению рабочих как класса подлинным субъектом исторического процесса или, наоборот, не только не способствует, но даже исключает; д) какие факторы препятсвуют тому, чтобы жизненный опыт рабочих способствовал адекватному восприятию социальной жизни; е) какое все это имеет значение для формирования и функционирования общечеловеческих ценностей и норм и т. д. Проблема С. имеет и другой, как бы обратный сказанному, аспект социологического анализа. Так, говоря о культуре научного мышления, всегда имеют в виду степень объективности научных выводов и положений, которая означает степень свободы субъекта от своей собственной С., т. е. способность подниматься над собой, понимать природу своих субъективных суждений или чтобы субъективный интерес совпадал с необходимостью иметь объективно-истинное знание, а не довольствовался бы мифологиями. Степень такой свободы и есть признаком культуры научного мышления. В определенной мере такая свобода составляет суть требования свободы от оценок. Свобода от собственной С., будучи абсолютизированной, например в религии, привела не к свободе, а к отчуждению субъекта от своей субъективности и потому верующий человек перестал мыслить себя субъектом вообще. В этом религиозная вера противостоит культуре научного мышления в качестве ее антипода, ибо научное знание объективных законов не сужает поля человеческой свободы, а наоборот, создает возможность использовать их в своих целях и, таким образом, расширять меру своей свободы по отношению к естественной необходимости. Религия же расслаивает людей на “верующих” и “знающих” и первым приписывает преимущества “избранничества” или наделенности “божественной любовью” и “истинной свободой”, закрепляя социально-культурное неравенство. Здесь культура и свобода не противоречат друг другу, а совпадают. Быть свободным, значит быть субъектом социального действия, а не объектом социальных манипуляций, т. е. быть свободным от манипуляций. Поэтому многие современные западные социологи не случайно говорят о “смерти субъекта” как характерной особенности культуры модерна и постмодерна, о неспособности человека быть свободным, а значит и быть человеком культуры. См. также Алогизм, Культура мышления Культура научного мышления, Классовое сознание и Свобода от оценочных суждений.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Социально-историческая субъективность: эпистемология теоретических репрезентаций

Соколов Алексей Михайлович
Статья посвящена проблеме определения понятия «социально-исторический субъект». Автор указывает на ряд трудностей, которые возникают при рассмотрении данной темы.
Читать PDF
0.00 байт

Субъективность исследователя в социологическом исследовании: парадигмальные различия

Готлиб А. С.
В статье представлена рефлексия автора по поводу различий в мере субъективности исследователя в трех основных парадигмах эмпирического знания в социологии: классической, качественной и активистской.
Читать PDF
0.00 байт

2001. 03. 002. Домингес X. социальная интеграция, системная интеграция и коллективная субъективность

Фомичев П. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Субъективность как инструмент политического доминирования

Васильева Ольга Александровна
Придерживаясь экологической теории восприятия Дж.
Читать PDF
0.00 байт

«Женская субъективность» в постмодернистской парадигме

Браерская Анастасия Юрьевна
Раскрываются изменения, произошедшие в культуре ХХ в. Показывается, как ситуация постмодерна повлияла на исследование женской субъективности в контексте новой культурной парадигмы
Читать PDF
0.00 байт

2002. 04. 016. Уордл Х. Ямайские приключения: Зиммель, субъективность и экстерриториальность на кари

Николаев В. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Профессиональная этика журналиста : авторская позиция и субъективность

Артишевская Т. М.
Автор статьи рассматривает проблему объективной и субъективной подачи журналистского материала с точки зрения восприятия аудитории и этических принципов журналиста.
Читать PDF
0.00 байт

Профессиоаналъная этика журналиста: авторская позиция и субъективность

Артишевская Татьяна Михайловна
Читать PDF
0.00 байт

Объективность-субъективность: амбивалентность концепта "медиафакт"

Пром Наталья Александровна
Рассматривается проблема взаимообусловленности объективного и субъективного в концептуальной модели медиафакта, который призван содержать независимую информацию, но не обладает желаемой аудиторией степенью объективности.
Читать PDF
0.00 байт

От симптома к диагнозу: элиминируя субъективность

Якушин М.
Читать PDF
0.00 байт

Образовательная субъективность классического университета в поисках научной истины

Вижо Вероника Юрьевна, Петрова Галина Ивановна, Тарабанов Николай Александрович
Обсуждаются проблемы соотношения классических и неклассических идеалов в современном социокультурном пространстве, определяются критерии «классичности» и «неклассичности», выявляются изменения в формах и содержании университетског
Читать PDF
0.00 байт

«Неформализованное знание» или субъективность как ресурс: чему учить будущих полицейских?

А.Е.Смирнов
В статье рассматривается эволюция профессионализма в современном обществе и специфика современного образования в системе МВД, важным аспектом которого является деятельность субъективации, т.е.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • СУБЪЕКТ/СУБЪЕКТИВНОСТЬ

    SUBJECT/SUBJECTIVITY) Понятие «субъект» в современном структурализме обладает парадоксальным и противоречивым значением. Оно означает деятельность, действие и авторство, но также подчинение (subjection). Хотя
  • ВРЕМЯ СУБЪЕКТИВНОЕ

    subjective time. - Время, воспринимаемое на уровне индивида и группы.
  • Субъективное значение

    в понимании М. Вебера, значение, которое деятели придают своим действиям и действиям других людей. Действие в соответствии с определенной целью придает поведению определенный смысл. Принципиальн
  • МЕТОД СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ

    метод оценки эффективности микросоциальной работы регистрацией стороннего восприятия клиента или социальной группы их социальным окружением через опрос, наблюдают ли они прогресс.