СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ

Найдено 1 определение
СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ
составные части федерации, носители прав и обязанностей. С. ф. — высшие территориальные единицы при федеративной форме политико-территориального устройства, представляющие собой государствоподобные образования или даже государства. Названия С. ф. различны: штат — в США, Мексике, Бразилии, Индии, Австралии; земля — в ФРГ и Австрии; провинция — в Пакистане, Канаде, Аргентине; республика — в Российской Федерации; область — в Бельгии и Российской Федерации; эмират — в ОАЭ и т. п. В зарубежных федерациях их субъекты в рамках одной страны именуются одинаково. В составе РФ находятся шесть видов С. ф.: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. В состав современных федераций входит различное число субъектов: США — 50, Австралии — 6, Канады — 10, Австрии — 9, Бельгии — 3, ФРГ — 16, Швейцарии — 23, Аргентины — 22, Бразилии — 26, Венесуэлы — 20, Мексики — 31, Индии — 25, Пакистана — 4, Объединенных Арабских Эмиратов — 7, Малайзии — 13, Нигерии — 21, Российской Федерации — 89 и т. д. В рамках одной и той же федерации параметры ее субъектов, прежде всего величина территории и численность населения, разнятся значительно. Так, в РФ территория республики Саха (Якутия) в сотни раз превосходит территорию некоторых областей. Население Московской области в тысячи раз больше населения автономного округа.
С. ф. обычно наделяются учредительной властью, правом принятия собственной конституции. С. ф. имеют свои правовые и судебные системы. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается общегосударственной конституцией. Как правило, С. ф. во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти между собой равноправны. Однако имеются федерации, когда правовые положения С. ф. не вполне одинаковы. Такие федерации относятся к асимметричному государственно-территориальному устройству. Вместе с тем в каждом федеративном государстве статус С. ф. отличается друг от друга. В Российской Федерации С. ф., например, обладают одним объемом полномочий, в США ~ другим, в Швейцарии — третьим, Имеются модели, когда в одном федеративном государстве статус С. ф. не одинаков. Так, в Российской Федерации республики как С. ф. обладают большими полномочиями, чем края, области, округа, города федерального значения.
Вопрос о возможности изменения состава федерации путем принятия новых ее субъектов или преобразования существующих решается конституциями ряда стран. Так, согласно Конституции США новые штаты могут быть приняты в Союз Конгрессом, однако никакой новый штат не может быть образован или возникнуть в пределах юрисдикции любого другого штата и никакой штат не может быть образован слиянием двух или более штатов или частей штатов без согласия законодательных собраний затрагиваемых штатов, равно как и Конгресса (разд. 3 ст. IV). В зарубежных федеративных государствах С. ф. имеют свое внутреннее деление, на основе которого и строится управление территориями. Как правило, федеральные органы государственной власти ограничиваются взаимоотношениями с органами власти С. ф. и не вмешиваются в вопросы их внутренней жизни.
В Российской Федерации Конституция также предоставляет необходимую самостоятельность С. ф. а этом вопросе. Например, ни в 71, ни а 72 ст. Конституции, устанавливающих предметы ведения Федерации и предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов, не указано на административно-территориальное деление. Ст. же 73 Конституции относит к ведению субъектов Федерации все то, что не перечислено в названных выше двух статьях. Согласно Конституции Бразилии штаты могут объединяться, разделяться, прекращаться для включения в другой штат либо образовывать новые штаты (и федеральные территории), однако для всего этого требуется одобрение как непосредственно заинтересованного населения путем плебисцита, так и Национального конгресса путем принятия дополнительного закона. Конституция бывшей Союзной Республики Югославии 1992 г., установив в ст. 2, что федерация состоит из двух республик-членов, указала, что в нее в соответствии с Конституцией могут вступить другие республики-члены. Согласно ч. 3 ст. 3 граница между республиками-членами может изменяться только по соглашению между ними. Согласно Конституции РФ статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом (ст. 65). См.: Субъекты Российской Федерации.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
915.45 кб

«Силовики» на выборах глав субъектов Российской Федерации

Ашихмина Яна Геннадьевна
Автор определяет критерии классификации прямых выборов глав субъектов РФ, выделяет типы таких выборов на основе их конкурентности и предсказуемости, анализирует влияние участия представителей «силовых» структур на конкурентность и
Читать PDF
115.88 кб

Особенности избирательных систем субъектов Российской Федерации

Сербии M. B.
Рассматриваются проблемы соотношения взглядов на построение избирательной системы на федеральном, региональном и местном уровнях.
Читать PDF
2.67 мб

Динамика протестной активности в субъектах Российской Федерации

Соколов Александр Владимирович
Изучается протестная активность в современной России. Проводятся данные проведенного опроса экспертов из 24 субъектов Российской Федерации. Анализируется динамика протестной активности в стране.
Читать PDF
137.32 кб

Сравнение политических систем субъектов федерации в США и Канаде

Лексин И. В.
Автор проводит сопоставление политических систем США и Канады федераций, обладающих сбалансированным набором общих и индивидуальных черт, что позволяет избегать перекосов в результатах сопоставлений (что часто бывает при сравнении
Читать PDF
365.14 кб

Референдум субъекта Российской Федерации: тенденции и противоречия

Синцов Г. В.
Регулирование организации и проведения референдумов субъектов Российской Федерации следует отнести к предметам совместного ведения России и ее субъектов в части, где оно касается гарантий права граждан на участие в нем.
Читать PDF
79.66 кб

Оппозиция как субъект политического процесса в Российской Федерации

Проничев Вадим Александрович
В статье затрагиваются актуальные проблема функционирования политических оппозиций. Этот вопрос один из самых злободневных в современном общественно-политическом процессе.
Читать PDF
96.95 кб

«Субъект» и «Регион» федерации: проблема соотношения научных понятий

Цыганок Н. А.
В статье рассматриваются актуальные теоретические аспекты современного федерализма в России.
Читать PDF
457.08 кб

Протест в субъектах Российской Федерации: формы и тематика активности

Соколов Александр Владимирович
Рассматривается протестная активность в современной России. Приводятся результаты проведённого эксперт-опроса, характеризующего формы протестной активности граждан и оценку их эффективности.
Читать PDF
204.28 кб

Организация паллиативной помощи на уровне субъекта Российской Федерации

Шильникова Наталья Федоровна, Сенижук Альбина Ивановна, Новичкова Татьяна Станиславовна
Проведен анализ организации паллиативной помощи инкурабельным больным с прогрессирующими заболеваниями на территории Забайкальского края, разработана структурно-организационная модель оказания паллиативной помощи, обоснованы объем
Читать PDF
326.37 кб

Критерии эффективности спортивной работы в субъекте Российской Федерации

Кудинова Виктория Анатольевна
Разработаны критерии эффективности спортивной работы в субъекте Российской Федерации, которые позволяют выбрать перспективные направления развития физической культуры и спорта в конкретном регионе страны.
Читать PDF
318.50 кб

Критерии оценка качества жизни населения в субъектах Российской Федерации

Мишин Виталий Александрович
В данной статье рассматриваются различные критерии оценки социального здоровья населения. Приводится сравнительный анализ комплексного подхода с учетом субъективных и объективных показателей.
Читать PDF
338.36 кб

Оценка эффективности системы здравоохранения субъектов Российской Федерации

Карякин Николай Николаевич, Кочубей Аделина Владимировна, Мухин Павел Вячеславович
В настоящей работе предложен оригинальный подход авторов к оценке эффективности системы здравоохранения в субъектах Российской Федерации.
Читать PDF
2.24 мб

Роль вуза, субъекта Российской Федерации, в развитии региональной экономики

Шамин Анатолий Евгеньевич, Смирнов Александр Николаевич, Касимова Жанна Владимировна, Кирилов Максим Николаевич
Введение: в статье раскрывается интенсивный характер становления современного регионального вуза, показаны особенности его миссии, выявляются детерминанты, определяющие процесс становления.
Читать PDF
733.16 кб

Опыт внедрения принципов стандартизации в здравоохранение субъекта Федерации

Габбасова Л.А., Москвичева М.Г., Собенин О.А., Зарецкая И.М.
Проанализирован опыт внедрения стандартизации в здравоохранение Челябинской области. Работа велась согласно Плану мероприятий по разработке территориальных стандартов в здравоохранении Челябинской области на 2004-2005 гг.
Читать PDF
304.99 кб

Институт Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации

Кокарев Константин Павлович
Анализируется развитие института уполномоченных по правам человека в регионах РФ в свете текущей административной реформы.

Похожие термины:

  • Субъект федерации

    государственное образование, входящее в состав и имеющее особый политико-правовой статус. Наименование с.ф. может быть различным и отражает особенности национально-территориального развития гос
  • Субъекты Российской Федерации

    89 субъектов РФ, среди которых: 1) 49 областей; 2) 21 суверенная республика РФ; 3) 6 краев; 4) 10 автономных округов; 5) 1 автономная область; 6) 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург).
  • ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ

    это совокупность общих прав субъектов, определяющих их правоспособность. Права и обязанности (полномочия) субъектов федерации как часть правового статуса определяются конституциями и законами.
  • РЕФЕРЕНДУМ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, по важным вопросам государственного значения, которое проводит
  • ДОГОВОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ

    двусторонние договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. При заключении
  • РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕЕ СУБЪЕКТАМИ

    формы, методы и механизмы разрешения таких конфликтов. В отношениях между федерацией и ее субъектами могут возникать те или иные конфликты, споры и разногласия. Существуют различные способы их ур
  • РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕЕ СУБЪЕКТАМИ

    ключевой вопрос федеративного устройства, поскольку в зависимости от того, как он разрешен, определяется баланс власти в территориальном аспекте. В конституциях федеративных государств существу