составные части федерации, носители прав и обязанностей. С. ф. — высшие территориальные единицы при федеративной форме политико-территориального устройства, представляющие собой государствоподобные образования или даже государства. Названия С. ф. различны: штат — в США, Мексике, Бразилии, Индии, Австралии; земля — в ФРГ и Австрии; провинция — в Пакистане, Канаде, Аргентине; республика — в Российской Федерации; область — в Бельгии и Российской Федерации; эмират — в ОАЭ и т. п. В зарубежных федерациях их субъекты в рамках одной страны именуются одинаково. В составе РФ находятся шесть видов С. ф.: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. В состав современных федераций входит различное число субъектов: США — 50, Австралии — 6, Канады — 10, Австрии — 9, Бельгии — 3, ФРГ — 16, Швейцарии — 23, Аргентины — 22, Бразилии — 26, Венесуэлы — 20, Мексики — 31, Индии — 25, Пакистана — 4, Объединенных Арабских Эмиратов — 7, Малайзии — 13, Нигерии — 21, Российской Федерации — 89 и т. д. В рамках одной и той же федерации параметры ее субъектов, прежде всего величина территории и численность населения, разнятся значительно. Так, в РФ территория республики Саха (Якутия) в сотни раз превосходит территорию некоторых областей. Население Московской области в тысячи раз больше населения автономного округа.
С. ф. обычно наделяются учредительной властью, правом принятия собственной конституции. С. ф. имеют свои правовые и судебные системы. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается общегосударственной конституцией. Как правило, С. ф. во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти между собой равноправны. Однако имеются федерации, когда правовые положения С. ф. не вполне одинаковы. Такие федерации относятся к асимметричному государственно-территориальному устройству. Вместе с тем в каждом федеративном государстве статус С. ф. отличается друг от друга. В Российской Федерации С. ф., например, обладают одним объемом полномочий, в США ~ другим, в Швейцарии — третьим, Имеются модели, когда в одном федеративном государстве статус С. ф. не одинаков. Так, в Российской Федерации республики как С. ф. обладают большими полномочиями, чем края, области, округа, города федерального значения.
Вопрос о возможности изменения состава федерации путем принятия новых ее субъектов или преобразования существующих решается конституциями ряда стран. Так, согласно Конституции США новые штаты могут быть приняты в Союз Конгрессом, однако никакой новый штат не может быть образован или возникнуть в пределах юрисдикции любого другого штата и никакой штат не может быть образован слиянием двух или более штатов или частей штатов без согласия законодательных собраний затрагиваемых штатов, равно как и Конгресса (разд. 3 ст. IV). В зарубежных федеративных государствах С. ф. имеют свое внутреннее деление, на основе которого и строится управление территориями. Как правило, федеральные органы государственной власти ограничиваются взаимоотношениями с органами власти С. ф. и не вмешиваются в вопросы их внутренней жизни.
В Российской Федерации Конституция также предоставляет необходимую самостоятельность С. ф. а этом вопросе. Например, ни в 71, ни а 72 ст. Конституции, устанавливающих предметы ведения Федерации и предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов, не указано на административно-территориальное деление. Ст. же 73 Конституции относит к ведению субъектов Федерации все то, что не перечислено в названных выше двух статьях. Согласно Конституции Бразилии штаты могут объединяться, разделяться, прекращаться для включения в другой штат либо образовывать новые штаты (и федеральные территории), однако для всего этого требуется одобрение как непосредственно заинтересованного населения путем плебисцита, так и Национального конгресса путем принятия дополнительного закона. Конституция бывшей Союзной Республики Югославии 1992 г., установив в ст. 2, что федерация состоит из двух республик-членов, указала, что в нее в соответствии с Конституцией могут вступить другие республики-члены. Согласно ч. 3 ст. 3 граница между республиками-членами может изменяться только по соглашению между ними. Согласно Конституции РФ статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом (ст. 65). См.: Субъекты Российской Федерации.