Субъекты Российской Федерации

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
89 субъектов РФ, среди которых: 1) 49 областей; 2) 21 суверенная республика РФ; 3) 6 краев; 4) 10 автономных округов; 5) 1 автономная область; 6) 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург).

Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

Субъекты Российской Федерации
Федеральный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между субъектами РФ и органами государственной власти Российской Федерации 12 марта 1992 г. подписали 89 субъектов РФ, среди них - области (49), суверенные республики Российской Федерации (21), края (6), автономные округа (10), автономная область (1) и города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург (2). Существуют также соглашения между отдельными субъектами Российской Федерации, и между их группами (Сибирское соглашение). С 2005 г. наметилась тенденция укрупнения субъектов РФ, а следовательно, уменьшения числа последних.

Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)

СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, составляющие Российскую Федерацию. Такое многообразие С. Р. Ф. имеет исторические корни. Россия была и остается многонациональным государством. Большое число наций и народностей бывшей Российской империи проживало на той части ее территории, которая сейчас является территорией Российской Федерации, причем они находились на разных уровнях экономического, политического и культурного развития, имели разную численность и разный правовой статус. Термин «С. Р. Ф.» появился в нашем конституционном праве сравнительно недавно. Сначала он был применен в некоторых актах текущего законодательства, принятых в 1991 г., затем — в одном из дополнительных Протоколов к Федеративному договору. Ныне действующая Конституция ввела этот термин как охватывающий республики, области, края, города федерального значения, автономную область и автономные округа. Это не просто результат логической операции охвата одним термином родственных явлений, а прежде всего отражение в официальной терминологии принципа равноправия всех упомянутых выше первичных составных частей Российского государства. До того, как термин «субъекты федерации» стал применяться в законодательстве России, субъектами РСФСР считались лишь автономные республики.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

Субъекты Российской Федерации
носители государственной власти, образующие Россию: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов и 2 города федерального значения. Термин «С. РФ» был введен Конституцией России как отражение в официальной терминологии равноправия всех составных частей Российского государства. Равноправие С. РФ Конституция (ст. 5) рассматривает в двух аспектах: как обладание ими одинаковым конституционно-правовым статусом, как равенство их прав и обязанностей, как идентичность компетенции, а также право всех С. РФ иметь свои законы и др. акты законодательства; как равноправие С. между собой в сфере взаимоотношений с федеральными органами государственной власти. Конституция РФ устанавливает, что власть Федерации распространяется на всю ее территорию, а на территории каждого из ее С. распространяется еще и их власть, причем каждая из двух этих властей не беспредельна, а ограничена компетенцией соответственно Федерации и каждого из ее С. (соблюдение этого требования призван обеспечивать Конституционный суд РФ - ст. 125). Одной из основ федеративного устройства России является самостоятельность составляющих Федерацию С. в определении системы их органов государственной власти и порядка формирования этих органов (ст. 11). Такая самостоятельность имеет установленные Конституцией рамки. С. Федерации создают системы своих органов власти в соответствии: с основами конституционного строя РФ; с общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, которые установлены федеральным законом. Ст. 77 Конституции устанавливает, что органы исполнительной власти Федерации и ее С. образуют единую в масштабе России систему (аналогичного положения о представительных органах в тексте Конституции нет). Такое единство имеет рамки, оно увязано с распределением полномочий и предметов ведения между Федерацией, ее С. и их самостоятельностью в пределах своей компетенции. Вопрос о распределении компетенции между Федерацией и ее С. – ключевой вопрос любого федеративного устройства. Конституция РФ решает данный вопрос в ряде статей через установление разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти ее С. Статус С. РФ определяется Конституцией РФ и собственным учредительным актом – Конституцией (для республик в составе России) и уставом (для края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа). Статус С. РФ может подвергнуться изменениям: переход С. РФ из одного вида С. в другой (например, преобразование области, края в республику и наоборот); изменение его статуса в рамках С. данного вида (например, при выходе автономного округа из состава края или области). При всех этих изменениях С. РФ может получить и другое наименование. Главное, что изменения допустимы лишь по взаимному согласию Федерации и ее С. в соответствии с Федеральным конституционным законом. Принципы социального государства должны лежать в основе всей законотворческой и исполнительной деятельности С. РФ.

Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

«Силовики» на выборах глав субъектов Российской Федерации

Ашихмина Яна Геннадьевна
Автор определяет критерии классификации прямых выборов глав субъектов РФ, выделяет типы таких выборов на основе их конкурентности и предсказуемости, анализирует влияние участия представителей «силовых» структур на конкурентность и
Читать PDF

Особенности избирательных систем субъектов Российской Федерации

Сербии M. B.
Рассматриваются проблемы соотношения взглядов на построение избирательной системы на федеральном, региональном и местном уровнях.
Читать PDF

Динамика протестной активности в субъектах Российской Федерации

Соколов Александр Владимирович
Изучается протестная активность в современной России. Проводятся данные проведенного опроса экспертов из 24 субъектов Российской Федерации. Анализируется динамика протестной активности в стране.
Читать PDF

Референдум субъекта Российской Федерации: тенденции и противоречия

Синцов Г. В.
Регулирование организации и проведения референдумов субъектов Российской Федерации следует отнести к предметам совместного ведения России и ее субъектов в части, где оно касается гарантий права граждан на участие в нем.
Читать PDF

Оппозиция как субъект политического процесса в Российской Федерации

Проничев Вадим Александрович
В статье затрагиваются актуальные проблема функционирования политических оппозиций. Этот вопрос один из самых злободневных в современном общественно-политическом процессе.
Читать PDF

Протест в субъектах Российской Федерации: формы и тематика активности

Соколов Александр Владимирович
Рассматривается протестная активность в современной России. Приводятся результаты проведённого эксперт-опроса, характеризующего формы протестной активности граждан и оценку их эффективности.
Читать PDF

Организация паллиативной помощи на уровне субъекта Российской Федерации

Шильникова Наталья Федоровна, Сенижук Альбина Ивановна, Новичкова Татьяна Станиславовна
Проведен анализ организации паллиативной помощи инкурабельным больным с прогрессирующими заболеваниями на территории Забайкальского края, разработана структурно-организационная модель оказания паллиативной помощи, обоснованы объем
Читать PDF

Критерии эффективности спортивной работы в субъекте Российской Федерации

Кудинова Виктория Анатольевна
Разработаны критерии эффективности спортивной работы в субъекте Российской Федерации, которые позволяют выбрать перспективные направления развития физической культуры и спорта в конкретном регионе страны.
Читать PDF

Критерии оценка качества жизни населения в субъектах Российской Федерации

Мишин Виталий Александрович
В данной статье рассматриваются различные критерии оценки социального здоровья населения. Приводится сравнительный анализ комплексного подхода с учетом субъективных и объективных показателей.
Читать PDF

Оценка эффективности системы здравоохранения субъектов Российской Федерации

Карякин Николай Николаевич, Кочубей Аделина Владимировна, Мухин Павел Вячеславович
В настоящей работе предложен оригинальный подход авторов к оценке эффективности системы здравоохранения в субъектах Российской Федерации.
Читать PDF

Роль вуза, субъекта Российской Федерации, в развитии региональной экономики

Шамин Анатолий Евгеньевич, Смирнов Александр Николаевич, Касимова Жанна Владимировна, Кирилов Максим Николаевич
Введение: в статье раскрывается интенсивный характер становления современного регионального вуза, показаны особенности его миссии, выявляются детерминанты, определяющие процесс становления.
Читать PDF

Институт Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации

Кокарев Константин Павлович
Анализируется развитие института уполномоченных по правам человека в регионах РФ в свете текущей административной реформы.
Читать PDF

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000-2010 ГГ

Ермаков Сергей Петрович, Никитина Светлана Юрьевна
В статье представлены новые методы и статистические модели анализа возрастных интенсивностей миграционных процессов.
Читать PDF

Развитие высокотехнологичной медицинской помощи в субъекте Российской Федерации

Абраменко Лариса Владимировна, Карташев Валерий Николаевич, Колядо Владимир Борисович, Колядо Елена Владимировна, Насонов Сергей Викторович, Трибунский Сергей Иванович
Проведенный анализ развития высокотехнологичной медицинской помощи (далее ВМП) в Алтайском крае показал статистический значимый прирост ее объемов.
Читать PDF

Президент Российской Федерации, как субъект современного политического процесса

Михалёва Ирина Владимировна

Похожие термины:

  • РЕФЕРЕНДУМ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, по важным вопросам государственного значения, которое проводит
  • ДОГОВОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ

    двусторонние договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. При заключении