Субъекты Российской Федерации

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
89 субъектов РФ, среди которых: 1) 49 областей; 2) 21 суверенная республика РФ; 3) 6 краев; 4) 10 автономных округов; 5) 1 автономная область; 6) 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург).

Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

Субъекты Российской Федерации
Федеральный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между субъектами РФ и органами государственной власти Российской Федерации 12 марта 1992 г. подписали 89 субъектов РФ, среди них - области (49), суверенные республики Российской Федерации (21), края (6), автономные округа (10), автономная область (1) и города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург (2). Существуют также соглашения между отдельными субъектами Российской Федерации, и между их группами (Сибирское соглашение). С 2005 г. наметилась тенденция укрупнения субъектов РФ, а следовательно, уменьшения числа последних.

Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)

СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, составляющие Российскую Федерацию. Такое многообразие С. Р. Ф. имеет исторические корни. Россия была и остается многонациональным государством. Большое число наций и народностей бывшей Российской империи проживало на той части ее территории, которая сейчас является территорией Российской Федерации, причем они находились на разных уровнях экономического, политического и культурного развития, имели разную численность и разный правовой статус. Термин «С. Р. Ф.» появился в нашем конституционном праве сравнительно недавно. Сначала он был применен в некоторых актах текущего законодательства, принятых в 1991 г., затем — в одном из дополнительных Протоколов к Федеративному договору. Ныне действующая Конституция ввела этот термин как охватывающий республики, области, края, города федерального значения, автономную область и автономные округа. Это не просто результат логической операции охвата одним термином родственных явлений, а прежде всего отражение в официальной терминологии принципа равноправия всех упомянутых выше первичных составных частей Российского государства. До того, как термин «субъекты федерации» стал применяться в законодательстве России, субъектами РСФСР считались лишь автономные республики.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

Субъекты Российской Федерации
носители государственной власти, образующие Россию: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов и 2 города федерального значения. Термин «С. РФ» был введен Конституцией России как отражение в официальной терминологии равноправия всех составных частей Российского государства. Равноправие С. РФ Конституция (ст. 5) рассматривает в двух аспектах: как обладание ими одинаковым конституционно-правовым статусом, как равенство их прав и обязанностей, как идентичность компетенции, а также право всех С. РФ иметь свои законы и др. акты законодательства; как равноправие С. между собой в сфере взаимоотношений с федеральными органами государственной власти. Конституция РФ устанавливает, что власть Федерации распространяется на всю ее территорию, а на территории каждого из ее С. распространяется еще и их власть, причем каждая из двух этих властей не беспредельна, а ограничена компетенцией соответственно Федерации и каждого из ее С. (соблюдение этого требования призван обеспечивать Конституционный суд РФ - ст. 125). Одной из основ федеративного устройства России является самостоятельность составляющих Федерацию С. в определении системы их органов государственной власти и порядка формирования этих органов (ст. 11). Такая самостоятельность имеет установленные Конституцией рамки. С. Федерации создают системы своих органов власти в соответствии: с основами конституционного строя РФ; с общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, которые установлены федеральным законом. Ст. 77 Конституции устанавливает, что органы исполнительной власти Федерации и ее С. образуют единую в масштабе России систему (аналогичного положения о представительных органах в тексте Конституции нет). Такое единство имеет рамки, оно увязано с распределением полномочий и предметов ведения между Федерацией, ее С. и их самостоятельностью в пределах своей компетенции. Вопрос о распределении компетенции между Федерацией и ее С. – ключевой вопрос любого федеративного устройства. Конституция РФ решает данный вопрос в ряде статей через установление разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти ее С. Статус С. РФ определяется Конституцией РФ и собственным учредительным актом – Конституцией (для республик в составе России) и уставом (для края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа). Статус С. РФ может подвергнуться изменениям: переход С. РФ из одного вида С. в другой (например, преобразование области, края в республику и наоборот); изменение его статуса в рамках С. данного вида (например, при выходе автономного округа из состава края или области). При всех этих изменениях С. РФ может получить и другое наименование. Главное, что изменения допустимы лишь по взаимному согласию Федерации и ее С. в соответствии с Федеральным конституционным законом. Принципы социального государства должны лежать в основе всей законотворческой и исполнительной деятельности С. РФ.

Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
915.45 кб

«Силовики» на выборах глав субъектов Российской Федерации

Ашихмина Яна Геннадьевна
Автор определяет критерии классификации прямых выборов глав субъектов РФ, выделяет типы таких выборов на основе их конкурентности и предсказуемости, анализирует влияние участия представителей «силовых» структур на конкурентность и
Читать PDF
115.88 кб

Особенности избирательных систем субъектов Российской Федерации

Сербии M. B.
Рассматриваются проблемы соотношения взглядов на построение избирательной системы на федеральном, региональном и местном уровнях.
Читать PDF
2.67 мб

Динамика протестной активности в субъектах Российской Федерации

Соколов Александр Владимирович
Изучается протестная активность в современной России. Проводятся данные проведенного опроса экспертов из 24 субъектов Российской Федерации. Анализируется динамика протестной активности в стране.
Читать PDF
365.14 кб

Референдум субъекта Российской Федерации: тенденции и противоречия

Синцов Г. В.
Регулирование организации и проведения референдумов субъектов Российской Федерации следует отнести к предметам совместного ведения России и ее субъектов в части, где оно касается гарантий права граждан на участие в нем.
Читать PDF
79.66 кб

Оппозиция как субъект политического процесса в Российской Федерации

Проничев Вадим Александрович
В статье затрагиваются актуальные проблема функционирования политических оппозиций. Этот вопрос один из самых злободневных в современном общественно-политическом процессе.
Читать PDF
457.08 кб

Протест в субъектах Российской Федерации: формы и тематика активности

Соколов Александр Владимирович
Рассматривается протестная активность в современной России. Приводятся результаты проведённого эксперт-опроса, характеризующего формы протестной активности граждан и оценку их эффективности.
Читать PDF
204.28 кб

Организация паллиативной помощи на уровне субъекта Российской Федерации

Шильникова Наталья Федоровна, Сенижук Альбина Ивановна, Новичкова Татьяна Станиславовна
Проведен анализ организации паллиативной помощи инкурабельным больным с прогрессирующими заболеваниями на территории Забайкальского края, разработана структурно-организационная модель оказания паллиативной помощи, обоснованы объем
Читать PDF
326.37 кб

Критерии эффективности спортивной работы в субъекте Российской Федерации

Кудинова Виктория Анатольевна
Разработаны критерии эффективности спортивной работы в субъекте Российской Федерации, которые позволяют выбрать перспективные направления развития физической культуры и спорта в конкретном регионе страны.
Читать PDF
318.50 кб

Критерии оценка качества жизни населения в субъектах Российской Федерации

Мишин Виталий Александрович
В данной статье рассматриваются различные критерии оценки социального здоровья населения. Приводится сравнительный анализ комплексного подхода с учетом субъективных и объективных показателей.
Читать PDF
338.36 кб

Оценка эффективности системы здравоохранения субъектов Российской Федерации

Карякин Николай Николаевич, Кочубей Аделина Владимировна, Мухин Павел Вячеславович
В настоящей работе предложен оригинальный подход авторов к оценке эффективности системы здравоохранения в субъектах Российской Федерации.
Читать PDF
2.24 мб

Роль вуза, субъекта Российской Федерации, в развитии региональной экономики

Шамин Анатолий Евгеньевич, Смирнов Александр Николаевич, Касимова Жанна Владимировна, Кирилов Максим Николаевич
Введение: в статье раскрывается интенсивный характер становления современного регионального вуза, показаны особенности его миссии, выявляются детерминанты, определяющие процесс становления.
Читать PDF
304.99 кб

Институт Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации

Кокарев Константин Павлович
Анализируется развитие института уполномоченных по правам человека в регионах РФ в свете текущей административной реформы.
Читать PDF
1.25 мб

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000-2010 ГГ

Ермаков Сергей Петрович, Никитина Светлана Юрьевна
В статье представлены новые методы и статистические модели анализа возрастных интенсивностей миграционных процессов.
Читать PDF
5.58 мб

Развитие высокотехнологичной медицинской помощи в субъекте Российской Федерации

Абраменко Лариса Владимировна, Карташев Валерий Николаевич, Колядо Владимир Борисович, Колядо Елена Владимировна, Насонов Сергей Викторович, Трибунский Сергей Иванович
Проведенный анализ развития высокотехнологичной медицинской помощи (далее ВМП) в Алтайском крае показал статистический значимый прирост ее объемов.
Читать PDF
645.62 кб

Президент Российской Федерации, как субъект современного политического процесса

Михалёва Ирина Владимировна

Похожие термины:

  • РЕФЕРЕНДУМ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, по важным вопросам государственного значения, которое проводит
  • ДОГОВОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ

    двусторонние договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. При заключении