(от лат. sub – под и греч. ethnos – народ, племя), культурно своеобразные группы в рамках определённого этноса, которые занимают компактную территорию, обладают локальной спецификой разговорного языка, культуры и быта (особое наречие или говор, особенности материальной и духовной культуры, религиозные различия и т.д.), имеют своё особое самоназвание и как бы двойственное самосознание этническое. Например, хевсуры среди грузин, поморы среди русских, русины среди украинцев.
С.г. выделяются внутри этноса своим стереотипом поведения и тем, что противопоставляют себя окружающим на основе единства своих членов. При этом С.г. всегда сохраняют принадлежность к тому этносу, в рамках которого они выделяются. Наличие С.г. характерно для многих народов, особенно населяющих обширную территорию или значительных по численности.
С.г. образуются в результате самых разнообразных причин. 1) Неполная консолидация этноса. Например, в России эрзя и мокша являются С.г. в составе мордвы. 2) В результате сепарации при миграции части этноса на новые отдаленные территории. Например, русские поморы. В этом случае обособление может сопровождаться изменением хозяйственной деятельности, как это произошло у поморов. 3) Наличие, хотя бы в прошлом, особого социального статуса – казаки – среди русских. 4) Конфессиональная обособленность. Например, марониты – христиане-католики среди арабов Ливии, исповедующих ислам, и целый ряд др. причин.
В ходе консолидации этноса С.г. могут утратить своё особое самоназвание и самосознание, т.е. превратиться в этнографические группы и в дальнейшем исчезнуть, как, например, большинство родо-племенных образований у народов Сибири, либо обособиться в самостоятельный этнос. Например, чуванцы – группы юкагиров в России.
В зарубежной литературе ситуация культурной локальности и различий внутри этноса описывается без специальных терминов и типологических классификаций.