Субкультура (подкультура)

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПОДКУЛЬТУРА (СУБКУЛЬТУРА)
понятие, характеризующее культуру группы или класса, к-рая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (см. Контркультура). Современное развитое об-во, базирующееся на разделении труда и соц. стратификации, представляет собой систему многообразных групп и П., находящихся в весьма различн. отношении друг к другу (напр., молодежная П., различн. профессиональные П. И Т. Д.). A.M. Яковлев.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Субкультура (подкультура)
(от лат. sub – под, около и cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание). Субкультура (підкультура). Subculture. 1. Культура отдельной социальной общности (группы, класса, региона, конфессии и т. д.), которая отличается от традиционной и доминирующей культуры особенной норматикой внутренних для данной общности отношений, стилем жизни, символикой, системой ценностей и т. д. 2. Социальная группа, которая придерживается норм, отличающихся от доминирующих, но не обязательно абсолютно противоположных им. 3. В последнее время в западной социологии все чаще говорят о субкультуре как способе прямого противостояния или мягкого уклонения рабочего класса от культуры господствующего класса. Понятие С. иногда используется для описания незначительных и второстепенных культурных изменений. Понятие С. возникло в англоязычной социологии и первоначально отражало процессы, происходящие лишь в криминально ориентированной молодежной среде с противоправными нормами поведения (У. Миллер и др.). Позднее, в середине 60-х годов ХХ ст., содержание данного понятия изменилось и к С. стали относить весь комплекс не только криминальных молодежных, но и различных других слоев населения норм, ценностей, обычаев, и т. д., т. е. то, в чем отражается особенность их мировосприятия и стиль жизни, а также соответствующие социальные институты их воспроизводства. Главное здесь то, что при помощи С. происходит социальная идентификация членов определенной общности. У современных авторов можно найти понимание С. как: а) автономно интегрированного социального образования, которое структурируется по возрастным, региональным, профессиональным, конфессиональным и другим признакам в рамках доминирующей культуры с собственными институтами; б) специфического способа дифференциации региональных и национальных культур; в) способа определения и описания незначительных культурных изменений, которые происходят в культуре, что приводит ее к дифференциации на доминирующую и субкультуры; г) совокупности норм и ценностей, которые противостоят доминирующей традиционной культуре и интерпретируются последней как чужие, негативные, нарушающие ее целостность. Можно встретить определение С. просто как социальной группы, которая придерживается несколько иных норм, или как понятия для описания незначительно распространенных культурных изменений и их типов (Е. В. Стеварт). Как и в средневековье термином “культура” определялся аристократизм с признаками “начитанность”, “аккуратность”, “утонченность манер”, “куртуазность” и т. д., т. е. всего того, что давало возможность говорить об отличии аристократического образа жизни от образа жизни простых “некультурных” людей, так и современный термин “субкультура” определяет нетрадиционную культуру от традиционной, где признаками есть все то, что не совпадает с общепризнанными нормами и ценностями. Согласно Д. Дунсу, С. может быть как позитивным, так и негативным явлением, которое образуется в результате соответствующего отношения определенной группы к процессам, происходящим в социальной структуре общества и доминирующей в нем культуре. С. может быть не только оппозиционной, но и криминальной. Объединяет их неприятие процесса превращения доминирующей культуры в официальную. Наиболее распространенной в ХХ ст. была и остается С., получившая название рок-культура, которая сначала образовалась в результате соединения негритянских, латиноамериканских, а в определенной мере, арабских и других музыкальных ритмов, а потом, с постепенным формированием своеобразной символики, норм поведения, одежды и т. д. обрела более универсальное значение, задавая даже своеобразный ритм жизни для ее приверженцев. Одним из направлений С., которое есть непосредственным порождением рок-культуры, было так называемое “диско”. Диско означало определенный отход от рок-культуры в качестве тяги к красивой жизни. Символом такой жизни сначала выступали новые на то время двенадцатидюймовые пластинки, которые обеспечили новые технические возможности для композиторского рок-творчества, а также изменения ее ориентиров. Т. е., если ранее композиторы писали в расчете на прослушивание (музыку для души), то теперь стали писать для танцев (музыку для тела). Образовалась целая дискиндустрия и диск-бизнес. Они постепенно перевели традиционные записи на компакт-диски. На основе диско образовалась панк-культура. Она уже противостояла не только диско, с точки зрения ее представителей, иллюзии красивой жизни, но и рок-культуре в целом. Это своеобразное стремление к элитарности. Панккультура имела идеологию безнадежности и превратилась в С., которая имеет название контркультура. См. также Контркультура (альтернативная культура). Важное место в структуре культуры имеют профессиональные С. и особенно связанные с так называемыми творческими профессиями. Восприятие мира через призму профессиональных представлений и навыков способствует порождению особого рода ценностей, которые иногда приобретают значение мировоззренческой интерпретации. Творческие методы при этом обретают значение особенных традиций (например, говорят о “реалистической традиции” или “позитивистской традиции” и т. д.). Подобные явления не только означают принадлежность к определенной школе или направлению в науке или искусстве, но определяют содержание социальной позиции (художника, ученого и т. д.), характер его социальной активности. Субкультурам свойственно наличие собственных институтов и агентов социализации, а их членам – специфический образ действий и соответствующий им образ мышления. Такое положение становится возможным за счет постепенного значительного усложнения структуры как господствующей культуры, так субкультур, что фактически все элементы такой структуры сводит на уровень субкультур. Иногда утверждают, что в таких условиях говорить о господствующей культуре не приходится. Действительно, нельзя отрицать наличия такого процесса, но доминирующая культура имеет глубокие исторические корни, чего нет у С., а с другой стороны, абсолютизация такого процесса уничтожает критерий определения С. как таковой, которым и является доминирующая культура. См. также Контр-культура (альтернативная культура).

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011