СУБСИДИАРНОСТИ ПРИНЦИП

Найдено 1 определение
СУБСИДИАРНОСТИ ПРИНЦИП
лат. – subsidiaries – вспомогательный, резервный – в самом общем виде это принцип, согласно которому права и интересы индивида, малой группы, первичных общностей имеют приоритет перед правами общностей более высокого порядка, в том числе государства. Он вошел в лексикон социально-философской мысли и политических теорий с 1930-х как концептуальная основа обоснования «третьего пути» развития современных обществ, уберегающего их от крайностей либерального капитализма и государственного социализма и получил название «интегрального федерализма». В качестве критериев организации общества на основе СП выделяются следующие: самоуправление, автономия социальных сообществ, образованных по территориальному и функциональному принципу, сотрудничество между этими сообществами и создание системы управления в обществе в соответствии с требованиями сохранения прав участия в принятии решений за структурами, наиболее приближенными к индивиду. Применение в странах Европейского союза СП, включенного в Маастрихтский договор (1990), показывает, что на практике он приводит к появлению трудноразрешимых проблем разделения компетентности между членами Союза в кризисных ситуациях и стремлению институтов ЕС к присвоению себе все более широкого круга полномочий под предлогом неэффективности национальных уровней управления. Это говорит о том, что даже хорошо обоснованная и признанная теория должна на практике корректироваться и обеспечивать адекватные реальности технологии управления. Отечественная система управления исторически сложилась как антисубсидиарная. В ней полномочия делегируются сверху вниз, а отчетность, как известно, снизу вверх. Это приводит к ослаблению естественных социальных связей, разрушению опосредующих структурных звеньев и препятствует формированию самоорганизующегося гражданского общества. В итоге, антисубсидиарность становится причиной, время от времени возникающих, социальных кризисов. Органы государственной власти и управления, политические партии, корпорации и бюрократизированные профсоюзы видят выход опять же в реформах сверху, делая упор на новых людях у власти, на новых стратегиях и программах. При этом не обращается внимания на то, что опять же укрепляется приоритет больших структур над интересами первичных общностей и индивидов. Вместе с отвержением проявлений радикального либерализма у нас выбрасывается за борт и работающий в демократических странах СП. Социология управления рассматривает процесс реформирования отечественной системы управления не только как проблему социального участия или адекватного электорального поведения граждан в период выборов, но и как последовательную реорганизацию всей системы управления с учётом СП, начиная с повышения роли местного самоуправления, культивирования в стране свободного образования и функционирования первичных самоорганизующихся общностей.
Лит.: Каменская Г.В. Субсидиарность / Социологическая энциклопедия. Т. 2., М., 2003; Большаков С.Н. Принцип субсидинарности в современном демократическом управлении. Автореф. докт. дис. СПб., 2006. А.В. Тихонов

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
1.44 мб

96. 01. 001. Фадеева Т. М. Европейский федерализм и принцип субсидиарности: современные дискуссии

Читать PDF
355.70 кб

К вопросу о перспективах концептуализации принципа субсидиарности в условиях современного российског

Канифатов А.С.
Статья посвящена проблемам развития и применения принципа субсидиарности в сфере современного российского управления.
Читать PDF
205.96 кб

Принцип субсидиарности и его отражение в социальной католической доктрине: проблемы политической рек

Большаков С. Н.
Анализируются политические аспекты реализации принципа субсидиарности на примере Европейского Союза.