СУБСТАНЦИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

СУБСТАНЦИЯ
от лат. substantia - сущность, лежащее в основе) - англ. substance; нем. Substanz. 1. Первооснова, сущность всех вещей и явлений. 2. Объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства; предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существенному. Вычленяются: одна С. (монизм), две С. (дуализм) или множество С. (плюрализм).

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Субстанция
substance), филос. понятие, обозначающее вещь вообще или вещь, самостоятельно существующую. С т.зр. филос. осмысления понятия С. особое значение имеет вопрос о том, какие вещи или виды вещей действительно обладают св-вом существования. Аристотель определял С. грамматически — то, что не говорится ни о каком подлежащем и не находится ни в каком подлежащем. Так, напр., в предложении Сэм бежит бежит говорится о Сэме или объявляется св-вом Сэма, но под словом Сэм подразумевается лишь данный человек и никакой иной. В свою очередь, кое-что можно сказать и о слове бегать, напр., бегать полезно, но при этом ясно, что в конечном счете имеются в виду люди, т.е. конкретные С., к-рые бегают, — люди, занимающиеся бегом, заботятся о своем здоровье. С др. стороны, Сэм является чем-то самостоятельно существующим в том смысле, в каком бегать им не является: Сэм может существовать и без бегать, в то время как бегать не может существовать отдельно от бегущего человека. Наряду с таким — первым — значением С. Аристотель выделял и второе, отвечающее на вопрос о природе вещей: предложение Сэм бежит говорит нам о том, чем занимается Сэм, а предложение Сэм — человек — о том, что представляет собой Сэм по своей сущности. Первичные С. — это самостоятельные вещи, из к-рых реально состоит мир, а вторичные — это осн. сущности, к к-рым относятся конкретные вещи. За долгую историю существования трактовка понятия С. много раз менялась. Рационалист (рационализм) Декарт превратил его в основу своей эпистемологии: истинное знание о мире должно базироваться на проникновении в сущность осн. видов вещей, т.е., согласно дуалистической философии (дуализм) Декарта, умопостигаемых и материальных. Начиная с Локка, эмпирики (эмпиризм), подвергавшие сомнению возможность такого постижения, с большим недоверием относились к понятию С.. Но даже и при таком отношении философия Локка отводит С. (пусть и неохотно) самые разнообразные роли: С. есть либо нечто обладающее разнообразными св-вами, о к-рых мы говорим, описывая мир, либо нечто лежащее по ту сторону явлений и вызывающее разл. восприятие одних и тех же вещей. Тем не менее невозможно добиться того, чтобы понятие С. адекватно выполняло все приписываемые ему функции; вероятно, по этой причине оно нередко пользовалось дурной славой среди философов (Лейбниц).

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Пространство и субстанция. Часть 2. Архитектура как субстанция

Раппапорт Александр Гербертович
In the second part of the article the concept of substance is analyzed, as fundamental for the modern architectural theory.
Читать PDF
0.00 байт

Пространство и субстанция. Часть 3. Публичное пространство

Раппапорт Александр Гербертович
The third part of the article «Space and Substance» deals with the concept of the «public space» as a special cultural phenomenon and the condition for emergence of new humanistic architecture in cities.
Читать PDF
0.00 байт

Медиасфера как ценностно образующая субстанция

Сидоров В.А.
Ценность ключевая форма всей человеческой деятельности.
Читать PDF
0.00 байт

УНЫЛАЯ СУБСТАНЦИЯ И ДОСТАВЛЯЮЩИЕ ЛУЛЗЫ. "ТЕОРИЯ БОЛЬШОГО ВЗРЫВА" И КУЛЬТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕ

Куренной Виталий
В статье проанализированы три вопроса. Во-первых, каким образом в сериале «Теория Большого взрыва» моделируется культура исследовательского университета, основанная на моральном кодексе Калифорнийского технологического института.
Читать PDF
0.00 байт

Концентрация нейропептида субстанция р — метод определения адекватности послеоперационного обезболив

Муравьева А. А., Зинченко О. В., Обедин Александр Николаевич
Уровень субстанции P в основной группе в первые сутки после операции наблюдения не превышал аналогичные показатели группы сравнения (Ме = 0,2 нг/мл при p = 0,1).
Читать PDF
0.00 байт

Биологически активная субстанция на основе перги

Ахметова Лилия Тимерхановна, Гармонов Сергей Юрьевич, Зеваков Игнат Викторович, Максимова Татьяна Владимировна, Сибгатуллин Жалил Жамилович
Установлен состав биологически активной субстанции на основе перги.
Читать PDF
0.00 байт

Субстанция р и бета-эндорфины крови при заживлении экспериментального инфаркта миокарда

Мойбенко А. А., Сокрут В. Н., Швиренко И. Р., Яблучанский Н. И.
В эксперименте на 30 собаках с моделью инфаркта миокарда (ИМ) показано, что динамика содержания и баланс субстанции Р (СР) и бета-эндорфинов (БЭ) в крови находятся в соответствии с исходами заживления ИМ.
Читать PDF
0.00 байт

Субстанция р-содержащие структуры вилочковой железы

Сарилова И. Л., Сергеева В. Е., Смородченко А. Т.
Читать PDF
0.00 байт

Субстанция p в механизмах развития церебральной дисфункции при хроническом табакокурении

Захарчук Н.В., Невзорова В.А., Шуматов В.Б., Шестакова Н.В., Гончар Е.Ю.
В обзоре суммированы данные литературы и результаты собственных исследований авторов о роли субстанции Р в развитии церебральной дисфункции, ассоциированной с табакокурением.
Читать PDF
0.00 байт

Менталитет - субстанция духовная, образовательная и воспитательная

Арынгазин Канапия Мубаракович, Сардибекова Багузнан
Читать PDF
0.00 байт

Декарт о природе души: «Мыслящая субстанция» или «Идея тела»?

Тарасов А. Г.
В данной работе предпринимается попытка исследовать учение Декарта о душе. Акцент ставится на прояснении процесса взаимодействия души с Богом.
Читать PDF
0.00 байт

Телесность как субстанция социального

Соколова Дина Михайловна
Статья посвящена анализу феномена телесности социального бытия; особое внимание уделяется проблеме трансформации телесности в современном мире, вызванной процессами виртуализации.