система профессиональной поддержки специалистов, в частности консультантов. Основная задача супервизии – решение эмоциональных проблем и предотвращение ошибок, связанных с особенностями данной сферы деятельности. Может осуществляться в виде консультаций, либо в виде групповых встреч.
Супервизия
Супервизия
Супервизия
наблюдение за работой персонала социальных служб, социальных работников или студентов со стороны преподавателя, руководителя практики или консультанта.
Роль супервизора включает три составляющие: во-первых, отчетность о работе (управляющая или административная функция); во-вторых, профессиональное совершенствование работников (образовательная или учебная функция); в-третьих, личную поддержку работников в случае трудностей (поддерживающая функция). Форма и содержание супервизии могут различаться в зависимости от потребностей работника, характера работы и возможностей супервизора.
Квалифицированные специалисты (юристы, медики и т. п.) подтвердят необходимость супервизии во время обучения. Однако для психотерапевтов, консультантов-психологов и социальных работников необходимость супервизии не снижается в ходе всей их профессиональной карьеры. Статус социальной работы как профессии, например, неоднозначен, поэтому неясно, могут ли самостоятельно работать даже опытные и квалифицированные специалисты. Значительная доля социальной работы проходит в местных органах власти, работа эта напряженная, что обусловливает необходимость супервизии, по крайней мере в полевых условиях, даже для опытного специалиста. Супервизия также осуществляется в дневных стационарах и учреждениях круглосуточного пребывания, где многие работники постоянно пользуются подобной профессиональной поддержкой.
Роль супервизора включает три составляющие: во-первых, отчетность о работе (управляющая или административная функция); во-вторых, профессиональное совершенствование работников (образовательная или учебная функция); в-третьих, личную поддержку работников в случае трудностей (поддерживающая функция). Форма и содержание супервизии могут различаться в зависимости от потребностей работника, характера работы и возможностей супервизора.
Квалифицированные специалисты (юристы, медики и т. п.) подтвердят необходимость супервизии во время обучения. Однако для психотерапевтов, консультантов-психологов и социальных работников необходимость супервизии не снижается в ходе всей их профессиональной карьеры. Статус социальной работы как профессии, например, неоднозначен, поэтому неясно, могут ли самостоятельно работать даже опытные и квалифицированные специалисты. Значительная доля социальной работы проходит в местных органах власти, работа эта напряженная, что обусловливает необходимость супервизии, по крайней мере в полевых условиях, даже для опытного специалиста. Супервизия также осуществляется в дневных стационарах и учреждениях круглосуточного пребывания, где многие работники постоянно пользуются подобной профессиональной поддержкой.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
СУПЕРВИЗИЯ
форма обучения психологов, тренеров, коучей, имеющих опыт практической деятельности, заключающаяся в анализе деятельности и обратной связи со специалистом, проходящим С.
В результате прохождения С. у специалиста возникает целостное видение своей работы, причин возникающих трудностей, осознание своих сильных и слабых сторон, путей дальнейшего профессионального развития.
С. может быть групповой и индивидуальной. Индивидуальная С. — индивидуальная встреча с супервизором, которая может проходить в трех форматах: С. работы с реальной группой, на которую приглашается супервизор как участник, после окончания группы происходит разбор проделанной работы; С. как разбор конкретного случая, представленного супервизируемым специалистом устно или с использованием аудио-, видеоматериалов; С. как консультация (анализ, возникающих в работе трудностей; помощь в разработке/адаптации программы тренинга или индивидуальной работы с клиентом и др.).
С. позволяет: поделиться своими чувствами; выявить и обозначить затруднения, которые возникли в работе с клиентом; получить обратную связь о проделанной работе; проанализировать причины своих затруднений; расширить свои теоретические и практические представления; наметить пути дальнейшей работы с клиентом.
А.К. Быков
Лит.: Винер Дж., Майзен Р., Дакхем Дж. Супервизия супервизора: практика в поиске теории. М.: Когито-Центр, 2006; Кулаков С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии. СПб.: Речь, 2002.
В результате прохождения С. у специалиста возникает целостное видение своей работы, причин возникающих трудностей, осознание своих сильных и слабых сторон, путей дальнейшего профессионального развития.
С. может быть групповой и индивидуальной. Индивидуальная С. — индивидуальная встреча с супервизором, которая может проходить в трех форматах: С. работы с реальной группой, на которую приглашается супервизор как участник, после окончания группы происходит разбор проделанной работы; С. как разбор конкретного случая, представленного супервизируемым специалистом устно или с использованием аудио-, видеоматериалов; С. как консультация (анализ, возникающих в работе трудностей; помощь в разработке/адаптации программы тренинга или индивидуальной работы с клиентом и др.).
С. позволяет: поделиться своими чувствами; выявить и обозначить затруднения, которые возникли в работе с клиентом; получить обратную связь о проделанной работе; проанализировать причины своих затруднений; расширить свои теоретические и практические представления; наметить пути дальнейшей работы с клиентом.
А.К. Быков
Лит.: Винер Дж., Майзен Р., Дакхем Дж. Супервизия супервизора: практика в поиске теории. М.: Когито-Центр, 2006; Кулаков С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии. СПб.: Речь, 2002.