СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Найдено 1 определение
СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
политическая независимость и самостоятельность государства во внутренней и внешнеполитической деятельности, не допускающая иностранного вмешательства. С. г, обладают страны независимо от величины их территорий, количества населения и общественного строя. Это — качество, свойство любого государства. Государства могут иметь различную экономическую мощь, различный вес на политической арене, но как носители суверенитета они все равны юридически. Верховенство каждого из них в пределах своей территории означает, что нет юридически более высокой власти на этой территории, чем власть данного государства. Соответственно, каждое государство обладает в международном общении одинаковой степенью юридической самостоятельности и независимости. Суверенитет государства возникает и исчезает вместе с возникновением и исчезновением самого государства. Абсолютного С. г. нет, поскольку государства взаимозависимы, и эта взаимозависимость в современном мире непрерывно возрастает. В настоящее время государства все чаще передают часть своих полномочий, которые ранее считались неотъемлемыми атрибутами С. г., в пользу создаваемых ими международных организаций. Происходит это в связи с возрастанием числа глобальных проблем, расширением сфер международного сотрудничества и соответственно увеличением количества объектов международно-правового регулирования. Значительное ограничение суверенитета накладывает участие государства в тех или иных военно-политических блоках.
Правовой основой С. г. являются конституции, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие суверенное равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство в их внутренние и внешние дела. С. г. означает, что в своих взаимных отношениях государства должны уважать разнообразие позиций, внутренние законы и административные правила, право государств принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних и многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет. Сложнее решить вопрос о С. г. в федеративном государстве, поскольку здесь возникает проблема разграничения властных полномочий между государством и его субъектами. Принцип федерализма предполагает деление С. г. не только по горизонтали между тремя ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной), но и по вертикали — между союзом (федеральным центром) и его членами. Субъекты федерации на основе взаимного согласия сторон делегируют часть своих прав федеративному государству. По существу — это полномочия субъектов федерации, осуществляемые федеральными органами власти от их имени, по их поручению и в их интересах. Таким образом, члены федерации добровольно отказываются от части своего суверенитета, хотя в рамках своей компетенции обладают такими правами, в которые федеральный центр не вправе вторгаться.
Все федерации — целостные, суверенные государства. Суверенитет федеративного государства распространяется на всю его территорию. Субъекты федерации обладают ограниченным, урезанным суверенитетом. В федеральных конституциях обычно ничего не говорится о суверенитете субъектов федерации, за редким исключением, когда он иногда декларируется. Так, кантоны Швейцарии по конституции этой страны являются суверенными, но лишь «в той мере, в какой их суверенитет не ограничен федеральной конституцией. Они осуществляют все права, которые не переданы федеральной власти» (ст. 3). Некоторые республики РФ зависимости в своих конституциях положение о том, что они являются суверенными государствами. Так, в ст. 1 Конституции Республики Саха (Якутия) утверждается, что эта республика является суверенным государством, хотя в Преамбуле Конституции указывается также на то, что эта республика является субъектом Российской Федерации.
Новый российский федерализм характерен тем, что республики, входящие в состав Федерации, заявили о своем суверенитете. Это принципиальное положение признано в Федеративном договоре 1992 г., декларировано в конституциях республик, других принципиальных документах. Так, в Договоре о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Башкортостан (3 августа 1994 г.) в первой же статье записано: «Республика Башкортостан — суверенное государство в составе Российской Федерации». В России, таким образом, сложилась ситуация, характерная сочетанием двух суверенитетов в рамках одного государства. Это сочетание проявляется а том, что суверенитет федеративного государства охватывает, покрывает собой суверенитет входящих в него республик, тоже объявивших о своем суверенитете. Такой подход напоминает известную русскую матрешку, внутри которой помещается еще несколько матрешек меньшего размера. Сам по себе такой подход вполне приемлем при условии, что им не нарушается исторически сложившееся государственное единство народов Российской Федерации, целостность ее территории. См.: Суверенитет. Суверенитет народный. Суверенитет национальный.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.