СВЭНСОН Гай

Найдено 1 определение
СВЭНСОН Гай
(1922-1995) - американский социолог и социальный психолог. Преподавал и занимался научной работой в Мичиганском и Калифорнийском университетах. Ведущей темой С. было влияние различных типов социальных отношений на формирование общественных и индивидуальных духовных ценностей. Исследуя историческую эволюцию верований и практик религиозных, С. в методологическом плане опирался на сочетание подходов из социологии религии Вебера и Дюркгейма. В труде «Рождение богов: происхождение ранних верований» (1967) он рассматривает историю человечества как процесс коэволюции социальной структуры и форм духовной жизни. С этой точки зрения религия, в ее движении от примитивной веры в духов к представлениям о сверхъестественном, предстает как выражение развивающихся социальных институтов и, в свою очередь, закрепляет и легитимизирует складывающиеся системы общества. На материале цивилизаций древности С. приводит примеры взаимосвязи между общественным устройством и содержанием господствовавших верований (многобожие - при наличии нескольких взаимно уравновешивающих центров власти, единобожие - в условиях иерархизации властных отношений в обществе). Дополнительную аргументацию своим взглядам он излагает в труде «Религия и общественный строй: социологическая оценка Реформации» (1968). Здесь он пытается выяснить причины локального распространения протестантизма, при всей своей динамичности так и не охватившего полностью страны Европы в XVI в. Согласно С., католицизм оказался более устойчив там, где общественно-государственная структура воспринималась массовым христианским сознанием как проекция божественного миропорядка и свидетельство имманентного присутствия божественного начала в мире. В тех же местах, где представления о божественном были ориентированы на его трансцендентность миру, светская власть добилась большей самостоятельности от церковного священноначалия. Это позволило перейти в режим секуляризации и свободы вероисповедания, закрепивших теологическую установку протестантизма на отказ от церковного и ритуального посредничества между верующими и Богом. Продолжая эту тему, от аналитического очерка «Современная секулярность» (1968) до статьи «Имманентное и трансцендентное» (1986), С. обращается к современному состоянию взаимоотношений религии и общества. По мере дальнейшей секуляризации иерархически устроенные организации религиозные, полагает он, утрачивают монополию на формирование духовных ценностей. Однако секулярность, по убеждению С., не означает вытеснения сакрального из жизни общества. На место традиционных форм религиозной сакрализации приходят новые, более соответствующие достигнутому социальному опыту.

Источник: Социология религии. Словарь.