СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ
СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ
понятие, указывающее на некую сверхчувственную реальность, объективно пребывающую вне природы и общества, превосходящую все физически воспринимаемое и умопостижимое людьми, способную быть творящим началом в отношении материального мира и провиденциально воздействовать на человеческую жизнь. Для сознания религиозного С. выше разума, т. е. непознаваемо и неизъяснимо. Материалистическая же трактовка исключает признание достоверности С., рассматривая представления о его существовании как иллюзию. При религиозном истолковании С. взамен рациональных определений присутствует общий образ, через который религиозному сознанию раскрывается трансцендентный объект. Эта инстанция абсолютна во всех своих значениях и обладает чудесной способностью творить из ничего предметы и явления материального мира, оказывая на них провиденциальное влияние. Столь общее объяснение абсолютного начала вписывается в любую интерпретацию религии. Представления о предмете веры религиозной в духовных традициях народов мира всегда связаны с какими-то фиксированными персонификациями и явлениями. В истории человечества никогда не было «религии вообще», но были и есть конкретные вероучения, культы религиозные и соответствующие им организации. Поэтому каждая религия имеет собственный вариант идеи С., который обычно постулируется как непреложная истина. Обыденному сознанию верующих аналитические размышления о природе С. будут избыточны: для исповедания веры это явно не обязательно. Но возможность рефлексии религиозного сознания по поводу веры в С. не исключена. Для поддержания стабильно высокого уровня религиозных чувств и умонастроений требуется периодическая «подпитка»: либо мистического толка (чудо), либо даже рационализированная (например, различные теологические процедуры - логические доказательства бытия божьего и пр.). Определение ключевого признака религии как веры в С. преимущественно присуще тем интерпретациям, в которых под религией подразумеваются теистические традиции, единобожие. Такой подход обусловлен исторически сложившейся в европейской культуре тенденцией видеть мир в целом через глобальные бинарные оппозиции природного - сверхприродного и реального - метареального. В то же время имеет место и религиозная идентификация по данному признаку, выходящая за рамки теизма: через обнаружение веры в С. в содержании анимистических и политеистических представлений. На этом основании в качестве религии рассматривается предполагаемый строй мировоззрения первобытности («первобытная религия») и архаических обществ («религии Древнего мира»). Следует, однако, заметить, что понятие С. требует высокого уровня абстрагирования, мышления посредством отвлеченных категорий. Насколько укладывается эта способность в возможности архаического сознания, точно выразить трудно - достоверных свидетельств этому, по крайней мере применительно к бесписьменному периоду истории, не имеется. Научные реконструкции показывают, что столь же сомнительно присутствие в архаическом сознании и категории «естественного», тем более в качестве предельно общей оппозиции С. Если это так, то говорить о противопоставлении естественного и С. как характерной черте мировоззрения архаики не приходится. Соответствие подобного мировоззрения определению религии по признаку веры в С. остается дискуссионным.
Источник: Социология религии. Словарь.