СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ

Найдено 1 определение
СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ
понятие, указывающее на некую сверхчувственную реальность, объективно пребывающую вне природы и общества, превосходящую все физически воспринимаемое и умопостижимое людьми, способную быть творящим началом в отношении материального мира и провиденциально воздействовать на человеческую жизнь. Для сознания религиозного С. выше разума, т. е. непознаваемо и неизъяснимо. Материалистическая же трактовка исключает признание достоверности С., рассматривая представления о его существовании как иллюзию. При религиозном истолковании С. взамен рациональных определений присутствует общий образ, через который религиозному сознанию раскрывается трансцендентный объект. Эта инстанция абсолютна во всех своих значениях и обладает чудесной способностью творить из ничего предметы и явления материального мира, оказывая на них провиденциальное влияние. Столь общее объяснение абсолютного начала вписывается в любую интерпретацию религии. Представления о предмете веры религиозной в духовных традициях народов мира всегда связаны с какими-то фиксированными персонификациями и явлениями. В истории человечества никогда не было «религии вообще», но были и есть конкретные вероучения, культы религиозные и соответствующие им организации. Поэтому каждая религия имеет собственный вариант идеи С., который обычно постулируется как непреложная истина. Обыденному сознанию верующих аналитические размышления о природе С. будут избыточны: для исповедания веры это явно не обязательно. Но возможность рефлексии религиозного сознания по поводу веры в С. не исключена. Для поддержания стабильно высокого уровня религиозных чувств и умонастроений требуется периодическая «подпитка»: либо мистического толка (чудо), либо даже рационализированная (например, различные теологические процедуры - логические доказательства бытия божьего и пр.). Определение ключевого признака религии как веры в С. преимущественно присуще тем интерпретациям, в которых под религией подразумеваются теистические традиции, единобожие. Такой подход обусловлен исторически сложившейся в европейской культуре тенденцией видеть мир в целом через глобальные бинарные оппозиции природного - сверхприродного и реального - метареального. В то же время имеет место и религиозная идентификация по данному признаку, выходящая за рамки теизма: через обнаружение веры в С. в содержании анимистических и политеистических представлений. На этом основании в качестве религии рассматривается предполагаемый строй мировоззрения первобытности («первобытная религия») и архаических обществ («религии Древнего мира»). Следует, однако, заметить, что понятие С. требует высокого уровня абстрагирования, мышления посредством отвлеченных категорий. Насколько укладывается эта способность в возможности архаического сознания, точно выразить трудно - достоверных свидетельств этому, по крайней мере применительно к бесписьменному периоду истории, не имеется. Научные реконструкции показывают, что столь же сомнительно присутствие в архаическом сознании и категории «естественного», тем более в качестве предельно общей оппозиции С. Если это так, то говорить о противопоставлении естественного и С. как характерной черте мировоззрения архаики не приходится. Соответствие подобного мировоззрения определению религии по признаку веры в С. остается дискуссионным.

Источник: Социология религии. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
0.00 байт

Святое и сверхъестественное: понятия и понимание

Сорокина А. В.
Статья посвящена проблеме соотношения и понимания составляющих религиозную ментальность понятий "святое", "сверхъестественное".
Читать PDF
0.00 байт

Этика, предрассудки и сверхъестественное в свете идей Л. Витгенштейна

Данько Софья Владимировна
В статье обсуждается соотношение предрассудков и этики и намечаются основные принципы, по которым возможно снизить или устранить склонность к предрассудкам, но сохранить все основания для нравственного выбора.
Читать PDF
0.00 байт

Образы страха перед сверхъестественным в мифологической традиции Европы эпохи высокого средневековья

Ван Хааске Леонид Андреевич
В статье представлен авторский взгляд на проблему отражения страха перед окружающим миром в мифологической традиции средневековой Западной Европы.
Читать PDF
0.00 байт

Непростые люди в сельском сообществе:о людях, наделенных сверхъестественными способностями. Часть 2:

Виноградова Людмила Николаевна
Статья посвящается проблемам классификации персонажей вос-точнославянской мифологии внутри класса «люди со сверхъ-естественными свойствами».
Читать PDF
0.00 байт

Непростые люди в сельском сообществе: о людях, наделенных сверхъестественными способностями. Часть 1

Виноградова Людмила Николаевна
В работе предпринимается попытка определить общую типологию персонажей восточнославянской мифологии внутри класса «знающие люди» (т. е.
Читать PDF
0.00 байт

Ментальные репрезентации сверхъестественных агентов в свете когнитивного религиоведения(на примере п

Сергиенко Р.А.
This article considers the mental representations of non-natural agent concepts in the light of the cognitive science of religion.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема познания сверхъестественного в науке и религии

Швечиков Алексей Николаевич
В статье делается попытка методологического обоснования необходимости научного познания Бога в неразрывной связи с другими элементами религии, поскольку Бог является ее сущностной и смысловой основой.
Читать PDF
0.00 байт

2005. 02. 026. Доукинс Р. Религия - эйнштейнианская или сверхъестественная? Dawkins R. religion - Ei

Хлебников Г. В.