sacred and profane) - различие, используемое в социологии особенно Дюркгеймом, в котором священное, включающее оберегаемые и почитаемые явления, отличается от всех других, светских, явлений. Согласно Дюркгейму, верования и действия по отношению к священному являются определяющей особенностью любой религии.
СВЯЩЕННОЕ И СВЕТСКОЕ
СВЯЩЕННОЕ И СВЕТСКОЕ
Источник: Большой толковый социологический словарь
СВЯЩЕННОЕ И СВЕТСКОЕ
понятия, характеризующие два противоположных способа упорядочения социального поведения. Истоки такого противопоставления можно найти в классификации видов господства и легитимного порядка (Легитимность) у М. Вебера и Дюркгейма. Понятийное различение С. и с. ввел Парк, у Беккера оно получило развернутое теоретическое обоснование. С. и с. для Беккера — не эмпирически фиксируемые образования, но конструированные типы. Типология С. и с. оказывается применимой у него к анализу всего спектра социальных образований, поскольку здесь мы имеем дело с поведением, ориентированным на нормы и ценности. Если об-во требует от своих членов эмоционального сопротивления изменению оценок, оно, по Беккеру, священно. Напротив, в оценках членов светского об-ва заложена готовность к постоянному изменению. Священное не тождественно святому, как и вообще религиозному. При градации священного по степени интенсивности эмоционального переживания святое выступает как самая высокая ступень. За святым по нисходящей идут: эмпирически трудноотличимая от него лояльность, «интимная», затем моралистическая священность, «прилично-священное»; на грани исчезновения, у «нулевой точки» священное совпадает с «обычным», «нормальным». Менее детально разработаны Беккером градации светскости.
Важным видом светского является об-во, в к-ром главные предписания постепенно приобрели абстрактный характер. Это т. наз. «принципиальное» обво: принципы в нем имеют священный характер, но могут применяться чрезвычайно широко и подвергаться неожиданным изменениям. Др. разновидность светского способа организации обществ, жизни — крайне светское обво, в к-ром нет иных ограничений, кроме инструментальной эффективности действий. Примером крайне светского об-ва , по Беккеру, может служить амер. об-во. Типология С. и с. широко применялась последователями Беккера, особенно в 50-е гг., делались попытки совместить ее с др. подходами (напр., с нек-рыми «структурными переменными», как их понимал Парсонс). А. Ф. Филиппов
Важным видом светского является об-во, в к-ром главные предписания постепенно приобрели абстрактный характер. Это т. наз. «принципиальное» обво: принципы в нем имеют священный характер, но могут применяться чрезвычайно широко и подвергаться неожиданным изменениям. Др. разновидность светского способа организации обществ, жизни — крайне светское обво, в к-ром нет иных ограничений, кроме инструментальной эффективности действий. Примером крайне светского об-ва , по Беккеру, может служить амер. об-во. Типология С. и с. широко применялась последователями Беккера, особенно в 50-е гг., делались попытки совместить ее с др. подходами (напр., с нек-рыми «структурными переменными», как их понимал Парсонс). А. Ф. Филиппов