СВОБОДА ОТ ОЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

СВОБОДА ОТ ОЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ
VALUE FREEDOM) В социологии это понятие имеет множество значений: (1) социологи могут с успехом исключать из своих исследований идеологические или ненаучные допущения; (2) социологам не следует выносить оценочные суждения в отношении эмпирических данных; (3) оценочные суждения должны быть ограничены сферой технических навыков и умений социолога; (4) социологи индифферентны к моральному подтексту своих исследований; (5) социологи должны стремиться к тому, чтобы их собственные ценности были открытыми и ясными; (6) социологам следует воздерживаться от отстаивания каких-либо ценностей. См. также: Вебер; Объективность; Ценностная нейтральность; Ценностная соотнесенность. Лит.: Albrow (1990)

Источник: Социологический словарь

Свобода от оценочных суждений
Свобода від оцінних суджень. Value freedom. Согласно М. Веберу (Max Weber) – “свобода от оценки” есть требование социологической и экономической науки, направленное на преодоление порождаемых пестрым набором “культурных ценностей”, за которыми скрываются субъективные претензии личных (что тоже самое субъективных) мотивов. Таким образом, избегая оценочных суждений, противоречащих самой сущности научного мышления, ученый достигает объективности в научном исследовании. Иными словами, свобода от оценочных суждений рассматривается здесь как показатель культуры научного мышления. См. также Субъективный метод в социологии. Иногда под оценочные суждения подводят положения той или иной идеологии и под этим предлогом требуют деидеологизации науки. Однако идеологический контекст положений и выводов в науке, особенно в общественных и гуманитарных ее отраслях, совсем не означает их ненаучности. Такие выводы могут совпадать с требованиями морали и таким образом, совпадать по форме с оценочными суждениями. В этой связи, в частности Ч. Р. Миллс (C. Wraight Mills), считает, что, например, большинство обществоведов в США оказались либералами из боязни проявлять свою убежденность и именно это, а не “научная объективность” нужно тем, кто пеняет на “оценочные суждения”. А кроме того не следует забывать, что результаты исследований в общественных науках имеют именно идеологическое применение, а идеологический потенциал социальной науки неотделим от самого ее существования. Иными словами, оценочные суждения не предпосылка социологического познания, что можно наблюдать у представителей субъективного метода в социологии, и не основа для различного рода заблуждений, как это считал М. Вебер (хотя такое и возможно, если оценочные суждения будут предпосылкой социологического познания) а результат научного познания, заключающийся в нравственной оценке установленных в исследовании социальных фактов. Поэтому свобода от оценок – показатель страха, который довлеет над ученым за свою не только научную судьбу. Следует различать “частное мнение” и сделанные ученым обоснованные умозаключения. При этом даже “частное мнение” ученого, высказанное в форме оценочных суждений, не может рассматриваться только как субъективное, а значит и не собственно научное по существу, ибо сделано оно не на основе простого жизненного опыта обывателя, а является результатом этической интерпретации результатов научного поиска, научного анализа социальных процессов, где в качестве исходного принципа такой интерпретации выступает требование социальной ценности человека как такового, что по сути есть культурологической интерпретацией. Иногда под свободой от оценок понимают запрет на оценочные суждения в отношении к эмпирическим данным, безразличие к нравственной значимости результатов исследований, последовательная и четко выраженная ценностная нейтральность как научная ценность. Такое понимание является последовательным проведением принципа рациональности как принципа организации социальной жизни так и научного поиска, превращающего ученого в бесчувственное, лишенное гражданства существо, оторванное от определенной культуры. Наука действительно должна освобождаться от субъективизма. Однако, например, хотя моральные, эстетические и другие подобные феномены непосредственно связаны с социальной структурой и иногда исходят в классовом обществе из взаимоисключающих принципов, но всегда ли данные принципы являются только субъективными? Не отражаются ли в них объективные законы общественного развития? Кроме того, наука, как форма общественного сознания, существует не в вакууме, а всегда определенным образом соотносится с иными формами общественного сознания и в этом смысле тоже идеологична. Наука (в том числе и экономическая и социологическая, включая и социологию культуры) обретает идеологическую функцию в силу необходимости целенаправленного культивирования ее положений и выводов в качестве противовеса социальным мифологиям и религиозным представлениям об общественных процессах. Практическая реализация данной функции в обществе возложена на систему образования, – социальный институт, одной из основных функций которого является воспроизводство соответствующей социальной структуры и формирования определенного социального типа личности. В этом качестве образование не может не иметь практической реализации той или иной идеологии. Причем, наука в идеологическом плане в системе форм общественного сознания – наиболее слабое звено, потому что ее положения требуют значительной интеллектуальной и эмоциональной работы. Все это говорит о том, что абсолютной свободы от оценочных суждений быть не может, ибо такие суждения являются составной частью научного понимания социальных (и именно социальных) процессов. Хотя действительно научное понимание не может быть сведено только к оценочным суждениям, потому что в основе последних находятся не логические, а иные (этические, эстетические и т. д.) критерии и принципы. См. также Партийность, Разум нравственный, Субъективность и Холодный расчет.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011