1) труд, основанный на способности человека поступать в соответствии со своими желаниями, интересами и целями; 2) труд, для которого характерно отсутствие социального, экономического, административно-правового принуждения; антипод принудительного труда или труда, вызванного внешними обстоятельствами.
В рабовладельческом об-ве свободным (в ограниченных пределах зависимости человека от природы и обычаев) можно считать не рабский труд (раб — «говорящее орудие»). В средние века «труд в поте лица» считался проклятием человека за его первородный грех, а понятие «досуг» трактуется в словаре Даля как «праздность и безделие». Р. Дарендорф использовал здесь метафору homo faber — человек, постоянно занятый каким-либо видом труда. Свободный труд свободных людей — идеал социали-стов-утопистов. Ш. Фурье выдвинул идею о превращении труда первую жизненную потребность и об уничтожении противоположности умственного и физического труда, что К. Маркс и Ф. Энгельс приняли как формулу коммунизма. По К. Марксу, С. т. выступает антиподом таких историч. форм труда с внешним принуждением, как рабский, барщинный и наемный. Главная идея — преодоление отчуждения труда при коммунизме и превращение его в «свободный обмен деятельностью».
В наше время в общераспространенном смысле свободным рассматривается ненаемный и добровольный (добровольческий) труд.
Труд, связанный с различными проф. статусами, различается соотношением свободы и принуждения. В ряде стран до сего времени сохраняется институт жесткого следования предписанным видам занятий, напр, кастовым в Индии, «итэ» в Японии. Реальным условием относительно свободного труда в совр. об-ве является демократизация всех сфер об-ва, включая широкие возможности получения проф. образования и выбора занятости на рынке труда.
См. также: Активность трудовая, Принудительный труд, Труд как ценность, «Трудоголик».
Лит.: Тощенко Ж. Т. Социология труда: опыт нового прочтения. — М.:«Мысль», 2005.
Л. А. Кудринская