СВОБОДЫ ОТ ОЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ принцип

Найдено 1 определение
СВОБОДЫ ОТ ОЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ принцип
требование четко отделять в ходе конкретного социол. исследования констатацию эмпирических фактов от их оценки как достойных порицания или одобрения, желаемых или нежелаемых. Этот принцип, ставший предметом острой дискуссии в зап. социологии, был сформулирован и развит М. Вебером [4], к-рый исходил из убеждения в том, что достоверность и истинность эмпирически констатируемых фактов, с одной стороны, и их значимость в кач-ве практических императивов (этических, правовых, эстетических, политических) — с др., находятся в совершенно различ., «гетерогенных» плоскостях. По убеждению Вебера, в социологии, как и в др. науках о человеческом поведении, исследуемый предмет должен рассматриваться в соответствии с принципом отнесения к ценностям. При этом отнесение той или иной группы исследуемых социальных явлений к опред. общечеловеческим ценностям, что, по мн. Вебера, явл. «чисто логическим методом», следует отличать от конкретных практических оценок этих явлений: различение между отнесением к ценности и оценкой должно быть углублено до различения между оценкой и истолкованием ценности. Это методологическое требование, казавшееся само собой разумеющимся применительно к естествознанию, неизбежно должно было встретить ряд серьезных возражений со стороны обществ, наук, изучающих целесообразно действующего человека, к-рый не может не оценивать факты, находясь в ситуации выбора действий. В бурж. социологии веберовский принцип С. о. о. с. был подвергнут критике со стороны неогегельянски ориентированных социологов, основанием для к-рой послужило: 1) отсутствие в социологии примеров последовательного проведения этого принципа; 2) опасение, что следование данному принципу чревато отрывом социологии от обществ.-политической жизни, к-рая стимулирует прогресс социол. знания; 3) использование филос-методологических установок, отличных от тех, на основе к-рых Вебер сформулировал и развил свой принцип. Одним из первых, кто подверг критике принцип С. о. о. с, был нем. социолог Фрайер [1], полагавший, что в его основе лежит неокантианский дуализм, противопоставляющий «сущее» и «должное», суждения о фактах и оценочные суждения. С его т. зр., оценочные суждения неотъемлемы от процесса социол. познания, поскольку в них находят свое выражение «волевые» устремления самого исследователя, основанные на жизненных реалиях.
В условиях нацизма в Германии гипертрофия подобной т. зр. привела к «тотальной политизации» социологии, полностью подчиненной «национал-социалистскому мировоззрению». После краха гитлеризма в нем. социологии возобладала тенденция, возвращавшая социологов к веберовскому требованию С. о. о. с. Этому способствовал также сциентизм, повсеместно распространившийся после первых успехов НТР и побуждавший социологов ориентироваться на гносеологическую модель «точных наук». В 50—60-х гг. принцип С. о. о. с. был отвергнут неомарксизмом и феноменологической социологией.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.