ТАБУ
ТАБУ
от полинезийск. - запрет) - англ. taboo; нем. Tabu. Запрет.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Табу
абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет.
Табу
запрет совершать определенные действия (употреблять те или иные предметы, пищу, питье) или запрет произносить те или иные слова, выражения.
Источник: Краткий толковый словарь социолингвистических терминов
Табу
система социальных запретов, нарушение которых в представлении большинства членов общества карается сверхъестественными силами или достойно сурового наказания.
ТАБУ
первобытный ин-т, представляющий собой категорический запрет на определенные действия по отношению к табуированным предметам. Слово "табу" - полинезийского происхождения и означает "запретное" в смысле "священное" и "неприкосновенное", близко по значению понятию "греха" в христианстве. Н.Т. Кремлев.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Табу
первобытный социальный институт, представляющий собой запрет на определенные действия по отношению к табуированным предметам. Слово «табу» - полинезийского происхождения и означает «запретное» в смысле «священное» и «неприкосновенное». Английский путешественник Джеймс Кук завез это слово в Европу, описав в 1771 г. обычай табуирования на островах Тонга.
Табу
taboo), ритуальные запреты (ритуал) на опред. предметы или действия. У полинезийцев, откуда это слово пришло к европейцам, Т. было частью сложной системы ритуальных обычаев, связанных с социальной орг-цией. В более общем смысле Т. может обозначать, напр., пищевые запреты, также связанные с социальной иерархией. В антропологии 19 в. Т. обычно относилось к пищевым (тотем) и брачным (инцест) запретам.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Табу
(от полинезийск. taboo – запрет). Табу. Taboo (tabu). 1. Абсолютный запрет, накладываемый той или иной культурой на какие-либо действия, предметы, слова, отношения и т. д., угрожающие ее существованию или нарушению целостности. 2. Согласно Э. Дюркгейму (Emile Durkheim) – символическое средство социальной интеграции вне ритуалов и чувственных отношений или символическое выражение принадлежности к определенной группе. 3. Согласно К. Леви-Строссу (Claud Levi-Straus) – обмен между природой и культурой, животным миром и обществом в форме символического сообщения.
ТАБУ
TABOO, TABU) Термин, появление которого в английском языке связано с путешествиями капитана Кука в Полинезию; обозначает все, что является запретным (пища, место, деятельность). Согласно Э. Дюркгейму, социальным последствием соблюдения табу является объединение социальной группы за рамками общих ритуалов и чувств. Табу является символом членства в группе. Революцию в современных исследованиях тотемизма совершил К. Леви-Стросс, рассматривавший табу как сообщение, символическую систему, выражение обмена между природой и культурой, животным миром и обществом. Данное понятие занимало центральное место в работах М. Дуглас, расширившей антропологическую концепцию табу до теории знания, основанной на идее загрязнения.
Источник: Социологический словарь
ТАБУ
taboo) — ритуальный запрет на определенные действия. Термин первоначально появился в описании капитана Кука полинезийского обычая. Он может подразумевать предостережение против некоторых людей, мест, объектов или действий, а наиболее часто цитируемым примером последнего выступает универсальное табу на кровосмешение. Многие работы в этой области были выполнены в рамках антропологии в попытке объяснить, почему, например, различные виды продуктов отвергаются многими культурами. Функционалисты предпочитают объяснения табу и тотемизма с точки зрения групповой солидарности, а структуралисты, в частности, М. Дуглас в "Непорочности и опасности" (1966), сосредоточились на табу как на проблеме в классификации двусмысленности.
Источник: Большой толковый социологический словарь
табу
taboo полинез. tabu ‘запрещенный’. - 1. Слова, употребление которых запрещено в определенных контекстах (например, ругательства). 2. В антропологии выведение в особое положение объекта или человека либо абсолютное запрещение некоторого рода действий на том основании, что в противном случае произошло бы нарушение всей системы ценностей данной культуры. Объект является табу, если к нему нельзя прикасаться, действие является табу, если о нем, по понятиям данной культуры, «нельзя даже думать». табу могут возникать в процессе языкового и межкультурного контакта, когда говорящие стараются избегать слова одного языка потому, что в фонетическом отношении оно напоминает вульгарное, неприличное или магически запретное слово другого языка. например, в районах проживания китайцев в Сан-Франциско (СШа) в домах может не оказаться четвертого этажа, лифт идет на третий и пятый этажи, поскольку слово «четыре» в китайском языке звучит, как слово «смерть». См. эвфемизм.
Табу
(слово, происходящее из тонганск. яз.), строгий, категорический религиозно-магический запрет, налагаемый традицией, служителями культа (священнослужителями) или представителями власти, нарушение которого неминуемо карается болезнью или смертью, насылаемыми либо абстрактной сверхъестественной силой, либо конкретными духами или богами. Кроме того, кара могла быть осуществлена членами данного коллектива или же самим ослушником (провинившимся). Объектами Т. могли быть вещи, слова, действия, имена, места, животные и т.д. Например, пищевые Т. – запрет на употребление в пищу того или иного продукта, в частности, тотемного животного или птицы (см. тотемизм). Т. на общение с иноплеменниками и «чужаками» вообще, пока они не подвергнутся очистительному обряду. Все Т. можно разделить на две группы: первая – моральные и этические, которые выступают в качестве норм, регулирующих отношения между людьми. Такого рода Т. включают в себя три основных компонента: а) убеждение людей, принадлежащих к определённому коллективу, что совершение любым его членом тех или иных действий неизменно навлечёт какую-то опасность или даже приведёт к гибели не только данного индивида, но и весь коллектив; б) чувство ужаса перед опасностью, которую навлекают известные действия, и тем самым страх перед этими навлекающими опасность действиями; в) собственно запрет, норма. Коллектив требовал отказа от этих действий и наказывал тех, кто с этим требованием не считался. Примером Т. этого вида является экзогамия. Вторая группа Т. – магические . Суть их в убеждении людей, что совершение индивидом тех или иных действий таинственным образом навлечёт на него или на близких ему людей определённые неприятности, в частности, обречёт на неуспех в какой-то практической деятельности. Магические Т. возникли вместе с магией как её составная часть. Т. регламентировали важнейшие стороны жизни человека, например, обеспечивали соблюдение брачных норм. Со временем, часть Т. была кодифицирована нормами обычного права, другая, более многочисленная, вошла в виде запретов в ранние и развитые формы религии. Большая часть запретов имеет биологическую или социальную основу, внешне, как правило, выступающую в мифологической оболочке.
Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия
ТАБУ
от полинезийского слова, означавшего - запрет) - негативные предписания (категорические запреты) на различные действия людей, нарушение которых должно повлечь соответствующие санкции. Возникли и сформировались на социальной, магической и религиозной основе в период первобытного общества, в котором они регламентировали и регулировали жизнь индивидов и групп (семьи, рода, племени и пр.). Совокупность Т., налагаемых жрецами и вождями, охватывала различные стороны жизни и распространялась на слова (запрет произносить имена людей, покойников, духов, богов, названия животных и пр.); людей (женщин, воинов, правителей и др.); тело человека и части тела; общение, сексуальные и брачные отношения, разнообразные формы и виды поведения, действия обыденной жизни (обнажение лица, выход из жилища и пр.); пищу и питье; животных, растения, различные предметы и символы предметов (землю, оружие, амулеты и т.д.), посещение тех или иных мест и мн. др. Согласно существовавшим суевериям и традициям, нарушение запрета влекло кару сверхъестественных сил (в виде порчи, болезни или смерти) и разнообразные социальные санкции со стороны сообществ и их лидеров. В первобытные и последующие времена Т. выступали как средство социального контроля и социального управления. В процессе исторического развития часть трансформировавшихся Т. вошла в виде различных представлений (например, о грехе), ценностей и норм (например, запрет на изображение человека в исламской культуре и т.д.), в мораль, религию, право и обыденную жизнь людей. Считается, что табуирование как обычай, впервые было отмечено в 1771 Дж. Куком у аборигенов островов Тонга (Полинезия) во время кругосветного плавания.
В ряду концепций, объясняющих существенные моменты происхождения, содержания и функционирования Т. наибольшим влиянием пользуются: 1) магическая: рассматривающая запреты как негативную форму практической магии, отличающуюся от колдовства как позитивной формы магии - Фрэзер и др.; 2) религиоведческая: объясняющая Т. как "священные законы" и запреты, связанные с верованиями в духовных существ - Тайлор и др.; 3) психологическая: дающая психоаналитическую трактовку Т. как выражения амбивалентных состояний и отношений, и подчеркивающая роль Т. как формы первобытной морали и одного из "пусковых механизмов цивилизации" - Фрейд и др.; 4) антропологическая: истолковывающая Т. как форму социального контроля - Малиновский и др. и их различные версии и комбинации.
В.И. Овчаренко
В ряду концепций, объясняющих существенные моменты происхождения, содержания и функционирования Т. наибольшим влиянием пользуются: 1) магическая: рассматривающая запреты как негативную форму практической магии, отличающуюся от колдовства как позитивной формы магии - Фрэзер и др.; 2) религиоведческая: объясняющая Т. как "священные законы" и запреты, связанные с верованиями в духовных существ - Тайлор и др.; 3) психологическая: дающая психоаналитическую трактовку Т. как выражения амбивалентных состояний и отношений, и подчеркивающая роль Т. как формы первобытной морали и одного из "пусковых механизмов цивилизации" - Фрейд и др.; 4) антропологическая: истолковывающая Т. как форму социального контроля - Малиновский и др. и их различные версии и комбинации.
В.И. Овчаренко
Источник: Социология: энциклопедия