ТАЙЛОР ЭДУАРД БЕРНЕТТ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ТАЙЛОР ЭДУАРД БЕРНЕТТ

Tylor, Edward) (1832-1917) - английский антрополог, труд которого "Исследования ранней истории человечества и развития цивилизации" (1865) сделал многое для учреждения антропологии в качестве научной дисциплины. К его заслугам можно также отнести внедрение в английский язык немецкого термина культура, ныне широко употребляемого в антропологии и социологии. Опираясь на дарвинизм и на открытия в археологии, доказывавшие, что в культурах проявляется последовательный прогресс, Тайлор опирался на эволюционизм. В "Первобытной культуре" (1871) он применил этот подход к развитию религии, которая, по его утверждению, прошла три стадии: анимизм, политеизм и монотеизм. Работы Тайлора были синтетическими трудами, основанными на сравнительном анализе, с помощью которого он искал доказательство "выживания" культур, обеспечивающее последовательность социального развития. Акцент на наличие у всех народов богатых "культурных" традиций означал, что его антропология была относительно мало затронута ростками расизма, часто присутствовавшими у других эволюционных теоретиков XIX в. См. также Эволюционная теория.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ТАЙЛОР Эдуард Бернетт
(02.10.1832, Лондон —02.01.1917, Уэллингтон) — англ. этнограф и исследователь истории культуры, первобытного об-ва и религии. Испытал влияние Конто. Один из основоположников эволюционизма. Исходя из эволюционной концепции поступательного прогрессивного развития человечества и решительно выступая против утверждений о регрессе отдельных народов, Т. считал, что народы всего мира, стоящие на разных стадиях эволюции, вносят свою лепту в единую общечеловеческую культуру.
Развитие культуры Т. уподоблял биологическому развитию, подходя к нему с естественнонаучных позиций. Отстаивая однолинейную эволюцию, он рассматривал ее как саморазвитие идей: технических изобретений, научных знаний и т. п. Строя эволюционные ряды отдельных элементов культуры, Т. нередко воссоздавал истинную картину развития того или иного предмета или явления, особенно когда их развитие не было связано с революционными скачками. Т. считал, что корни религии лежат в психической жизни людей и доказывал, что монотеизму предшествовал политеизм, а на заре человечества существовал дорелигиозный период. Из учеников Т. наиболее известен англ. этнограф Дж. Фрейзер.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

ТАЙЛОР ЭДУАРД БЕРНЕТТ

1832-1917) - антрополог, общепризнанный лидер раннего английского эволюционизма. Т. часто считают первым профессиональным антропологом, вместе с тем он не получил специального образования, а занимался самостоятельным изучением древних языков, исторической и этнографической литературы. В 1861-1881 опубликовал ряд работ, в том числе принесшую ему мировую известность монографию "Первобытная культура" (1871). В 1883-1886 - хранитель этнографического музея Оксфордского университета. Позднее преподавал в Абердинском и Оксфордском университетах. В последнем основал кафедру антропологии (1896). Дважды избирался президентом Антропологического института Великобритании и Ирландии.
Т. сформулировал базовые идеи, составившие основу теории эволюционизма. По Т., история человеческой культуры составляет неотъемлемую часть эволюции природы. Поэтому законы, определяющие развитие человечества, во многом схожи с законами природы, особенно биологическими. Все явления культуры, включая материальные объекты, обычаи, верования, представляют собой такие же феномены, как виды животных и растений. Поэтому, по Т., антрополог должен, подобно биологу, систематизировать культурные элементы по видам и выстроить их эволюционными рядами.
Культура, по Т., развивается от простых форм к сложным. При этом все общества в своей истории последовательно проходят три стадии развития - от дикости через варварство к цивилизации. Именно принадлежность к разным стадиям прогрессивного развития обусловливает культурную дифференциацию человечества. Т. утверждал, что в современных обществах сохраняются следы предыдущих стадий развития. Такие элементы он сравнивал с "живыми ископаемыми" и называл пережитками, а их существование объяснял иррациональными причинами. Т. сознательно акцентировал внимание на чертах сходства между различными народами. Он считал, что человечество представляет собой единый биологический вид и полагал возможным параллельное изобретение культурных инноваций и, следовательно, подобие эволюционных процессов у различных народов. Вместе с тем Т. отмечал, что элементы культуры могут распространяться путем заимствования и контактов. Особое место в научном наследии Т. занимает концепция происхождения и эволюции религии. По Т., древнейшей формой религии являлся анимизм. Его появление - результат осмысления древними людьми таких явлений, как сон, сновидения, обморок, болезнь, смерть, приведшего к представлениям о душе как о нематериальной субстанции, способной существовать отдельно от физического тела. Дальнейшими стадиями развития религии, согласно Т., стали вера в духов природы, растений и животных, затем - в загробную жизнь, в великих богов природы и на высшей стадии - в верховного Бога.
П.В. Терешкович

Источник: Социология: энциклопедия