ТАЙЛОР ЭДУАРД БЕРНЕТТ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ТАЙЛОР ЭДУАРД БЕРНЕТТ

Tylor, Edward) (1832-1917) - английский антрополог, труд которого "Исследования ранней истории человечества и развития цивилизации" (1865) сделал многое для учреждения антропологии в качестве научной дисциплины. К его заслугам можно также отнести внедрение в английский язык немецкого термина культура, ныне широко употребляемого в антропологии и социологии. Опираясь на дарвинизм и на открытия в археологии, доказывавшие, что в культурах проявляется последовательный прогресс, Тайлор опирался на эволюционизм. В "Первобытной культуре" (1871) он применил этот подход к развитию религии, которая, по его утверждению, прошла три стадии: анимизм, политеизм и монотеизм. Работы Тайлора были синтетическими трудами, основанными на сравнительном анализе, с помощью которого он искал доказательство "выживания" культур, обеспечивающее последовательность социального развития. Акцент на наличие у всех народов богатых "культурных" традиций означал, что его антропология была относительно мало затронута ростками расизма, часто присутствовавшими у других эволюционных теоретиков XIX в. См. также Эволюционная теория.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ТАЙЛОР Эдуард Бернетт
(02.10.1832, Лондон —02.01.1917, Уэллингтон) — англ. этнограф и исследователь истории культуры, первобытного об-ва и религии. Испытал влияние Конто. Один из основоположников эволюционизма. Исходя из эволюционной концепции поступательного прогрессивного развития человечества и решительно выступая против утверждений о регрессе отдельных народов, Т. считал, что народы всего мира, стоящие на разных стадиях эволюции, вносят свою лепту в единую общечеловеческую культуру.
Развитие культуры Т. уподоблял биологическому развитию, подходя к нему с естественнонаучных позиций. Отстаивая однолинейную эволюцию, он рассматривал ее как саморазвитие идей: технических изобретений, научных знаний и т. п. Строя эволюционные ряды отдельных элементов культуры, Т. нередко воссоздавал истинную картину развития того или иного предмета или явления, особенно когда их развитие не было связано с революционными скачками. Т. считал, что корни религии лежат в психической жизни людей и доказывал, что монотеизму предшествовал политеизм, а на заре человечества существовал дорелигиозный период. Из учеников Т. наиболее известен англ. этнограф Дж. Фрейзер.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

ТАЙЛОР (Tylor) Эдуард Бернетт
1832-1917) - англ. этнограф и исследователь истории культуры, первобытного об-ва и религии. Уже в первых своих работах: о населении Мексики, по языкознанию, по религии, о быте историч. народов или развитии соц. учреждений Т. не просто пользовался методом сопоставления, но и проводил эволюционистский взгляд. Отмечая, что культура и отдельные ее элементы могут быть либо самостоятельно изобретены, либо унаследованы, либо заимствованы, он утверждает, что в истории человеческой культуры господствует прогресс, а различия в культуре народов обусловлены тем, что они стоят на разных ступенях единого для всего человечества культурного развития, сходя из эволюционной концепции поступательного прогрессивного развития человечества, Т. смотрел на культуру как на единую общечеловеческую культуру, в к-рую народы всегог мира вносят свою лепту. Утверждая однолинейную эволюцию, Т. рассматривал культуру как саморазвитие идей: технич. изобретений, научн. знаний и т. п. Строя ряды из отдельных типов орудий труда, типов жилища, элементов одежды, обрядов, обычаев и т. д., Т. нередко воссоздавал истинную картину развития того или иного предмета или явления, когда их развитие не было связано с революционными скачками. В этом ему помогал впервые примененный им в этнографии метод "пережитков", т. е. бытующих, но утративших в настоящее время смысл предметов или явлений культуры. Сравнивая зафиксированные этнографией пережитки с предметами, найденными археологами, Т. порой весьма удачно определял историческую связь явлений культуры, напр., реконструировал непонятные теперь, но бытовавшие в историческое время обряды и обычаи или объяснял назначение старинных предметов. Рассматривая проблему происхождения человека и его культуры: техники, искусства, письменности и научн. знаний, Т. решительно выступил против идеи регресса отдельных народов.
Соч.: Введение к изучению человека и цивилизации. (Антропология). СПб., 1882; Первобытная культура. М., 1989. Н.Т. Кремлев.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ТАЙЛОР ЭДУАРД БЕРНЕТТ

1832-1917) - антрополог, общепризнанный лидер раннего английского эволюционизма. Т. часто считают первым профессиональным антропологом, вместе с тем он не получил специального образования, а занимался самостоятельным изучением древних языков, исторической и этнографической литературы. В 1861-1881 опубликовал ряд работ, в том числе принесшую ему мировую известность монографию "Первобытная культура" (1871). В 1883-1886 - хранитель этнографического музея Оксфордского университета. Позднее преподавал в Абердинском и Оксфордском университетах. В последнем основал кафедру антропологии (1896). Дважды избирался президентом Антропологического института Великобритании и Ирландии.
Т. сформулировал базовые идеи, составившие основу теории эволюционизма. По Т., история человеческой культуры составляет неотъемлемую часть эволюции природы. Поэтому законы, определяющие развитие человечества, во многом схожи с законами природы, особенно биологическими. Все явления культуры, включая материальные объекты, обычаи, верования, представляют собой такие же феномены, как виды животных и растений. Поэтому, по Т., антрополог должен, подобно биологу, систематизировать культурные элементы по видам и выстроить их эволюционными рядами.
Культура, по Т., развивается от простых форм к сложным. При этом все общества в своей истории последовательно проходят три стадии развития - от дикости через варварство к цивилизации. Именно принадлежность к разным стадиям прогрессивного развития обусловливает культурную дифференциацию человечества. Т. утверждал, что в современных обществах сохраняются следы предыдущих стадий развития. Такие элементы он сравнивал с "живыми ископаемыми" и называл пережитками, а их существование объяснял иррациональными причинами. Т. сознательно акцентировал внимание на чертах сходства между различными народами. Он считал, что человечество представляет собой единый биологический вид и полагал возможным параллельное изобретение культурных инноваций и, следовательно, подобие эволюционных процессов у различных народов. Вместе с тем Т. отмечал, что элементы культуры могут распространяться путем заимствования и контактов. Особое место в научном наследии Т. занимает концепция происхождения и эволюции религии. По Т., древнейшей формой религии являлся анимизм. Его появление - результат осмысления древними людьми таких явлений, как сон, сновидения, обморок, болезнь, смерть, приведшего к представлениям о душе как о нематериальной субстанции, способной существовать отдельно от физического тела. Дальнейшими стадиями развития религии, согласно Т., стали вера в духов природы, растений и животных, затем - в загробную жизнь, в великих богов природы и на высшей стадии - в верховного Бога.
П.В. Терешкович

Источник: Социология: энциклопедия