ТАРД Габриэль

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТАРД ГАБРИЭЛЬ
Tarde, Gabriel) (1843-1904) - французский социальный психолог и криминолог, чьи исследования преступления формулировались с точки зрения возражения биологистскому редукционизму Ломброзо. В социологии он наиболее запомнился своим "Lei Lois limitation" (1890) — работой, избранной Дюркгеймом для критики ("Самоубийство", 1897) за недооценку сдерживающей внешней силы социальных потоков.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ТАРД Габриэль
(1843— 1904) - фр. социолог, один из авторов методологии анализа социальных систем. Т. так определяет ключевые понятия социологии: «общественная» социология, которая, по мн. Т., должна изучать «отношения душ, их односторонние и обоюдные влияния», и «общественное мнение», определяемое им как «равнодействующая всех таких коммуникативных действий на расстоянии и при взаимном соприкосновении». Объект исследований Т. - большие интегральные общности, в которых индивид растворяется в обоюдном влиянии «душ». По Т., одной из таких общностей является толпа. В работе «Личность и толпа» (1893-1903) анализ поведения «толпы» и ее «вожаков» позволил Т. сделать принципиально важные для своей социологии выводы: коллективное мышление как результат простого вербального общения не может нести в себе рациональных оценок, поэтому народ не может выработать рационального законодательства и управления; толпы склонны к повышенной преступности; основной силой социального прогресса является «исключительная личность», которая выступает как основная сила социального прогресса.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

Тард Габриель
1843-1904) - французский социолог, один из основателей социальной психологии. Тард сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является сознание отдельного человека. В отличие от Дюркгейма, с которым постоянно полемизировал, считал общество продуктом взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими убеждений, верований, намерений и т.д. Исходя из этого, поставил своей целью создать новую науку - социальную технологию, которая должна изучать механизмы этого взаимодействия и тем самым стать фундаментом общественных наук. Основными социальными процессами Тард считал изобретения, понимавшиеся им как любые инновации. Социальный конфликт - результат взаимодействия сторонников противоположных изобретений. Особое значение Тард придавал воздействию таких средств коммуникации, как телефон, телеграф, книги и газеты. Последние он считал важнейшим средством социального контроля. Различая психологию индивида и психологию толпы, выделил промежуточное звено - публику, формируемую СМИ, которая, не будучи, как толпа, объединенной физически, обладает общим самосознанием. Тард внес значительный вклад в формирование социального менеджмента, исследуя проблемы общественного мнения, механизмы внушения, инструменты социальной статистики [67].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

Тард, Габриель
1843-1904) - французский криминолог, социальный психолог, социолог, крупнейший представитель психологического направления в социологии. Основными работами Тарда в области социологии являются "3аконы подражания", "Всемирное противопоставление", "Социальная логика", в которых он утверждает, что фундаментом социологии является социальная психология, т.к. общество - это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний. Изучать социология должна социальную интеракцию "интерментальной деятельности", поскольку в действии "одного духа на другой и следует видеть элементарный факт, из которого вытекает вся социальная жизнь”. Суть взаимодействия, по Тарду, в подражании - основном законе всего сущего, а социальная эволюция есть ни что иное, как сочетание таких фундаментальных процессов, как изобретение, подражание и противопоставление. Законы подражания Тард внедряет в обоснование преступности, утверждая, что преступниками становятся под влиянием подражания и приспособления. Тард различает, классифицирует такие понятия как "толпа" и "публики", подчеркивая роль в формировании последних газет, которые выполняют в обществе интегрирующую и регулирующую функции. Тард предвосхитил программы изучения общественного мнения, указывая при этом на значение статистики, могущей сообщить им большую точность и возможность обобщений. Он анализировал влияние средств массовой коммуникации на личность. Эти последние его идеи получили дальнейшее развитие в теориях "массового общества", массовых коммуникаций, распространения инноваций и т.д. в Чикагской школе социологии.

Источник: История западной социологии: биографический справочник

ТАРД (Tarde) Габриэль
1843-1904) - франц. социолог, один из основоположников соц. психологии. Т. сравнивал об-во с мозгом, клеткой к-рого является мозг индивидуума. Коллективное сознание он считал функцией, а не фактором индивидуальных сознаний; видел в психологии ключ к пониманию соц. явлений и пытался заложить фундамент соц. или коллективной психологии (интерпсихологии), к-рая занимается исключительно отношениями нашего "Я" к др. "Я"; их взаимными влияниями. Эти отношения Т. понимал как передачу и усвоение индивидами верований, убеждений, желаний, намерений и т. д. Т. объяснял обществ. жизнь и ее процессы действием простых психич. механизмов, главным из к-рых является подражание. Элементарным обществ. фактом Т. считал психич. состояние индивида, вызванное влиянием др. индивида. Это состояние исследует интерментальная психология, к-рую Т. и назвал социологией. Первым условием обществ. фактов, согласно Т., являются изобретения - акты творчества. Они и создают язык, хоз-во, правительство, религию и т. д. Др. тенденцией является стремление к подражанию. Последнее подобно кругам на воде: новые изобретения - новые волны подражания. Цель социологии - открывать повторяемость соц. фактов. Вспомогательной наукой является статистика (см.), учитывающая число повторений, вызванных каждым творческим актом. Задачу социологич. науки Т. видел в изучении законов подражания, благодаря к-рым об-во, с одной стороны, поддерживает свое существование в качестве целостности, с др. - развивается по мере того, как в различн. областях соц. действительности возникают и распространяются изобретения. Соч.: Законы подражания. СПб., 1882; Общественное мнение и толпа. М., 1902; Личность и толпа. СПб., 1903; Социальная логика. СПб., 1996. Е.В. Осипова, O.E. Трущенко.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ТАРД Габриэль
(12.03.1843, Сарла — 13.05.1904, Париж) — франц. социолог, один из основоположников социальной психологии и главных представителей психологического направления в социологии. Стремился освободить социологию от биологизма и органицизма, полемизировал с Дюркгеймом и его школой с позиций номинализма. Т. сравнивал об-во с мозгом, клеткой к-рого явл. сознание отдельного человека. В противоположность Дюркгейму считал об-во продуктом взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, желаний, намерений и т. д. Исходя из этого, поставил своей целью создать науку — социальную (коллективную) психологию, к-рая должна изучать взаимодействие индивидуальных сознаний и тем самым выступать в роли фундамента социологии, науки об об-ве. От индивидуальной психологии социальная психология отличается, по Т., «тем, что занимается исключительно отношениями нашего «Я» к другим «Я», их взаимными влияниями, столь непрестанными и столь незамечаемыми... В этом действии одного духа на другой и следует видеть элементарный факт, из которого вытекает вся социальная жизнь, хотя социальная действительность и выходит далеко за пределы умственного мира и заключает в себе вместе с действиями интердуховными, о которых идет речь, множество действий интертелесных» [4, VI]. Обществ, процессы Т. объяснял действием психологического механизма подражания, на к-ром строятся человеческие взаимоотношения.
Задачу социол. науки видел в изучении законов подражания, благодаря которым об-во, с одной стороны, поддерживает свое существование в кач-ве целостности, с др.— развивается по мере того, как в различ. областях социальной действительности возникают и распространяются изобретения. Изобретения Т. считал актом индивидуального творчества, полагал, что именно они создали язык, хоз-во, правительство, религию и т. д. Поставленную им перед социологией задачу пытался реализовать, описывая развитие языка, религии, экономики, иск-ва, политической жизни об-ва. При жизни идеи Т. и выдвинутая им программа создания новой науки не получили широкого одобрения и поддержки со стороны научного сообщества, в частности, из-за того, что в этот период социология и психология стремились к обособлению и самоопределению. Сегодня Т. считается одним из родоначальников социальной психологии, внес значит, вклад в развитие науки о межлич. отношениях и их механизмах. Т. исследовал проблемы обществ, мнения, психологии толпы, механизмы психологического заряжения и внушения. Т. способствовал включению в арсенал социологии эмпирических методов исследования — анализа исторических документов и статистических данных.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

ТАРД ГАБРИЭЛЬ
(1843–1904) Основоположник французской социальной психологии, психологического направления в социологии. Внес значительный вклад в развитие науки о межличностных отношениях и их механизмах. Исследовал проблемы общественного мнения, психологии толпы, механизмы психологического заряжения и внушения; способствовал включению в арсенал социологии эмпирических методов исследования, анализа исторических документов и статистических данных. Объектом социологии Т. является общество и общественные отношения между индивидами. Исходя из этого, он поставил своей целью создать науку — социальную (коллективную) психологию, которая изучала бы взаимодействие индивидульных сознаний и, таким образом, стала бы фундаментом социологии.
Предметом социологии Т. считал изучение законов подражания в социальных взаимодействиях, которые происходят по законам подражания, что является условием развития общества. Общество — это подражание, а подражание — своего рода гипнотизм. Общественное развитие он связывал с тем, что выдающиеся люди изобретают новое, а массы закрепляют это новое методом подражания. Социальные конфликты объяснял подражанием. Это тождественно противоречиям в сознании индивида, “когда он колеблется, принять ему или отвергнуть представляющийся ему новый образец, новый обычай, новую идею или художественную школу, новый поступок”.
Общественную жизнь и социальные процессы Т. объяснял действием психических механизмов, главным из которых был закон подражания одних народов другим в сфере технологий. Стремясь освободить социологию от биологизма и органицизма, Т. сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является сознание отдельного человека. При описании социальных взаимодействий ввел и использовал понятие “междумозговая психология” — психология, изучающая происхождение сознательных отношений между несколькими, прежде всего двумя индивидами. От индивидуальной психологии социальная психология отличается тем, что занимается исключительно отношениями нашего “Я” к другому “Я”, их взаимным влиянием.
В этом действии одного духа на другой и следует видеть элементарный факт, из которого вытекает вся социальная жизнь. Т. использовал понятие “толпа” и толковал его следующим образом: толпа — это множество лиц, которые собрались в определенном месте в одно и то же время и объединены чувством, верой и действием. Всякая толпа иррациональна и легко поддается внушению.
В качестве общих черт он назвал веру, страсть, цель, “коллективное самолюбие”, эгоизм и одностороннюю иррациональную подражательность объединяющих ее участников. Т. утверждал, что формирование толпы происходит в результате двоякого действия механизма подражания.
Толпа повторяет одни и те же движения, одни и те же крики, она мелочно самолюбива. Критиковать ее нельзя и обращаться к ее разуму бесполезно. Любая толпа независимо от профессиональных статусов теряет способность владеть собой, поскольку она не мыслит, а чувствует. И в этом отношении кочегар и профессор ничем не отличаются — оба чувствуют одинаково. Подражая друг другу, индивиды в толпе превращаются в автоматы, лишенные своей индивидуальности. Публика — социальное объединение, духовно целая группа людей, “рассеянных” в пространстве, для которых характерно наличие заметного духовного или идейного внушения, “заражения без прикосновения”, общность мнений, определенный интеллектуализм и общее самосознание.
В отличие от толпы публика, по Т., представляет собой “чисто духовную общность”, основанную на интеллекте.
Если в толпе личность нивелируется, утрачивает свою индивидуальность и интеллектуальность, то в публике она получает возможность самовыражения. Идеи, высказанные Т., во многом предвосхитили развитие социологической теории массовых коммуникаций, а также психологии общения. Он сыграл значительную роль в исследовании средств массовых коммуникаций и способствовал становлению и изучению социальной психологии. Критики Т. отмечали, что он поставил исследование законов подражания на ложную основу. По мнению Г.В. Плеханова, он свел многообразие социальных отношений лишь к одной из их разновидностей — отношению типа “учитель-ученик”. Эта элементарная схема и типология подражания и поныне используется современными социологами, сводящими общественные отношения к трем типам подражания: взаимное подражание, подражание обычаям и образцам, обдуманное подражание. Некорректная трактовка подражания и преувеличение ее роли в общественной жизни в значительной мере снизили ценность ряда социологических концепций Т. Автор книг “Законы подражания” (1890), “Социальная логика” (1895), “Общественное мнение и толпа” (1902), “Экономическая психология” (1902).

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

ТАРД (Tarde) Габриэль
1843-1904) - французский социолог, социальный психолог, криминалист. Судья в провинции, затем глава отдела криминальной статистики в Министерстве юстиции, профессор в Свободном колледже социальных наук и в Коллеж де Франс. Основные сочинения: "Законы подражания" (1890), "Социальная логика" (1895), "Этюды по социальной психологии" (1898) и др. Выступал с критикой биологизма и органицизма. Активно полемизировал с Дюркгеймом , отвергая социологизм последнего.
Все социальные процессы основаны, по Т., на межличностных взаимодействиях, изучение которых Т. полагает основной задачей общественных наук. Психологизируя социальную реальность, Т. считал, что социология должна опираться на психологию. Им была выдвинута программа создания социальной психологии как науки о взаимодействиях индивидуальных сознаний. Акты межличностных взаимодействий Т. трактовал как основные социальные факты, лежащие в основе социальных явлений. Фундаментальными социальными процессами, по Т., являются подражание (повторение), адаптация (приспособление) и оппозиция (противоположение). Основанием социальности Т. считал действие универсальных "законов подражания". По мнению Т., именно подражание является базовой формой взаимодействия людей, предшествующей всем прочим. Все социальные явления рассматриваются им как имеющие подражательный характер. С действием "законов подражания" Т. связывается не только социальная интеграция, но и социальное развитие, которое обусловлено, по Т., творческой деятельностью отдельных личностей. Такая деятельность рассматривается как обусловленная (мотивированная) подражанием. Внедрение инноваций также связывается Т. с подражанием (новым образцам).
Социальный процесс оппозиции связывался Т. с наличием различных образцов подражания и противодействием их сторонников. Разрешение оппозиции, по мысли Т., происходит в результате процесса адаптации. В целом творчеству Т. было свойственно гипертрофирование значимости процесса подражания-как в социальной, так и в индивидуальной жизни. К подражанию им сводятся весьма разнородные процессы: социализация (подражание ребенка взрослым), мода (подражание современным образцам), обычаи (подражание традиционным образцам), привычки (подражание человека самому себе). На основе своих концептуальных построений, особенно "законов подражания", Т. пытался анализировать язык, преступность, религию, право.
В границах собственного понимания социальной психологии Т. исходил из редукции всех психических явлений (а также рассматриваемых - как их производные - явлений социальных) к двум основным формам - верованиям и желаниям. Верования и желания оцениваются им как присущие всем живым организмам. Их проявлениями Т. считает утверждение и отрицание для верований, наслаждение и страдание для желаний. Соответственно социологией и психологией, по Т., могут изучаться социальные и индивидуальные проявления базовых психических форм. Изучение верований (определяемых как согласие ума с какой-либо мыслью) Т. относит к "логике" (индивидуальной и социальной). Изучением желаний должна, по мысли Т., заниматься индивидуальная и социальная "телеология". Кроме того, термины "логика" и "телеология" Т. относит к самим социальным и индивидуально-психическим процессам и явлениям.
Организация психических и социальных феноменов связывается Т. с существованием "категорий". Для "индивидуального ума" это Пространство - Время, Материя - Сила, Удовольствие и Страдание; для "социального ума" - Божество, Язык, Добро и Зло. "Категории", по Т., есть "постоянные и необходимые условия равновесия", интегрирующее начало. Становление индивидуального психического строя связывается Т. с возникновением сознания собственного "Я". Социальным эквивалентом этого процесса является, согласно Т., появление "социального Я" - "начальника", выдающегося члена первобытного общества. Установление равновесия, согласия между двумя "логиками" и двумя "телеологиями" рассматривается Т. по двум линиям: уничтожение индивидуального в пользу социального и постепенное расширение области индивидуального. Примером первого является Китай, второго - направление движения западноевропейской цивилизации. В то же время Т. полагает нежелательным установление полного равновесия - как для индивидуальности, так и для общества. Поддержание активности и жизнеспособности связывается им с существованием противоречий. Т. проводит аналогию между обществом и мозгом. По его мнению, эта аналогия тем правомернее, чем выше уровень развития общества. Взаимодействие индивидуальностей в рамках общества уподобляется им взаимодействию нервных клеток. Отсюда делается вывод, что социальный прогресс сопровождается не возрастанием дифференциации и неравенства, а, напротив, демократизацией, нарастанием сходства между различными общественными классами, укрепляющими истинную социальную связь.
Общими интенциями индивидов и обществ Т. полагаются стремления к равновесию, к непрестанному возрастанию верования и желания и к примирению этих стремлений. Верования и желания, по Т., увеличиваются в результате последовательных открытий и изобретений и уравновешиваются через образование больших социальных систем. Изобретение рассматривается им как элемент адаптации (индивидуальной и социальной) к действию наличных условий. На изобретения, как и на процессы подражания, действуют, по мысли Т., "логические законы" - "логические поединки" и "логические союзы". Результатом является отбор и комбинация тех или иных изобретений, а также их усвоение. По мнению Т., под влиянием привычки в индивидууме и действием подражания в обществе происходит преобразование изобретения из цели деятельности в средство. Обращаясь к проблеме разрешения индивидуальных и социальных телеологий в их противоречии, Т. отмечает, что синтез утилитаризма эгоистического и утилитаризма коллективного (морального) возможен только в любви - в духе сострадания, доброты, братства. Распространение этого духа рассматривается как главная заслуга высокоразвитых религий. Принципы "логики" и "телеологии" Т. пытался применить также к анализу религии, "сердца" (эмоций), экономики, искусства.
Значительное место в творчестве Т. принадлежит анализу "толпы" и "публики". Т. определял толпу как множество лиц, собравшихся в одно и то же время в определенном месте и объединяемых чувством, верой и действием. Толпа возникает как результат действия "законов подражания" по двум линиям: взаимного подражания включенных в толпу индивидов и подражания общим образцам. Т. описывал толпу как общность, для которой характерны иррациональность, внушаемость, самолюбие, деиндивидуализация. Толпе, по Т., присущи единство мнений и поведения. В отличие от толпы, публика есть общность, в которой, по мнению Т., индивид сохраняет свои личностные характеристики. Если толпа объединена пространственно и эмоционально, то публика характеризуется духовным единством, не зависящим от объединенности в пространстве. Формирование публики связывалось Т. с воздействием средств массовой коммуникации (гл. обр. прессы). Именно публикой, по мысли Т., формируется общественное мнение. По Т., толпа является исходным элементом организации общества в условиях города. Творчество Т. внесло существенный вклад в развитие обществоведения. Им были поставлены проблемы массовой коммуникации, межличностного общения, инноваций, девиантного поведения, социального контроля.
М.Н. Мазаник

Источник: Социология: энциклопедия