ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ
ДЕТЕРМИНИЗМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
англ. determinism, technological; нем. Determinismus, technologischer. Теоретико-методологическая установка, согласно к-рой уровень развития науки, техники, информатики и технологии крупного современного производства определяет соц.-экон. развитие в целом, и любое крупное технологическое изменение влечет за собой то или иное соц. изменение.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ
концепция, приписывающая решающую роль в общественно-экономическом развитии технологическим изменениям современного крупнокорпоративного производства. Предполагается, что любое достаточно масштабное технико-технологическое изменение влечет за собой определенное социальное изменение. Технологический детерминизм – концепция индустриального и постиндустриального общества, в котором центром проблемы социального развития становятся управление, регулирование, контроль за технико-технологическими изменениями.
Источник: Экономико-социологический словарь.
ДЕТЕРМИНИЗМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
методологическая установка, приписывающая решающую роль в общественно-экономическом развитии технологическим изменениям современного крупно-корпоративного производства. В большей или меньшей степени Д. т. присущ теориям социальных изменений, теориям культурного отставания, объясняющим возникновение социальных противоречий тем, что социокультурные организации не поспевают за технологическими изменениями. Это концепции индустриального и постиндустриального обществ, в которых центром проблем социального развития становятся управление, регулирование, контроль за технологическими изменениями. Критика данной концепции в 1950-х годах привела к пересмотру данной установки, установлению социальных пределов технологических изменений, перемещению вопроса о значимости технологии социетального уровня (т. е. значимости ее для общества в целом) на организационный уровень.
Источник: Экономико-социологический словарь.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ
TECHNOLOGICAL DETERMINISM) Концепция, согласно которой социальное изменение порождается изменениями в производственной технологии (например, такими, как изобретение паровой тяги). В этом свете промышленная революция предстает как совокупность таких технических нововведений. Большинство социологов считает, что эта концепция вводит в заблуждение, поскольку она игнорирует социальные изменения, которые являются необходимым условием появления и применения технических новшеств. Данная идея использовалась также в рамках социологических исследований работы. Для индустриальных социологов характерными в прошлом были утверждения о том, что производственная технология детерминирует другие феномены (например, удовлетворенность работой, социальную организацию предприятия, «воинственность» индустриальных рабочих), но в настоящее время такого рода подход является дискредитированным. См. также: Индустриальное общество; Маркс; Социотехнические системы.
Источник: Социологический словарь
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ
technological determinism) — предположение, согласно которому технология и автономна, и имеет определяющее влияние на общество. Технология рассматривается как политическая и независимая переменная в социальном изменении. Это предположение критикуется за игнорирование социальных процессов и выборов, которые стимулируют использование технологии и разнообразие возможных социальных механизмов, сосуществующих с различными типами технологии. Известная фраза Маркса — "ручная мельница дает вам общество с феодальным лордом, паровая мельница — общество с промышленными капиталистами" — иногда используется (по ошибке) в качестве примера технологического детерминизма. Маркс, однако, считал технологию тесно связанной с социальными производственными отношениями (ср. Исторический материализм). Технологический детерминизм ассоциируется с неоэволюционными теориями, которые отдают предпочтение технологии в анализе социального изменения (см. Неоэвдлюционизм; Постиндустриальное общество; Конвергенция), и с эмпирическими исследованиями в социологии труда, которые описывают "воздействие" технологии. См. также Культурное запаздывание.
Источник: Большой толковый социологический словарь
ДЕТЕРМИНИЗМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
методологическая позиция, исходящая из признания определяющей роли техники в общественном развитии. Считается, что техника развивается по своим, не зависящим от человека, законам (подобно природе) и определяет развитие социальной и культурной жизни. Т.е., социальное признается производным от техники.
В отношении человека к технике на этом методологическом фундаменте выделяются две противоположные позиции: техницизм – вера в безусловную благотворность развития техники для человека и человечества и антитехницизм - недоверие, страх перед непредсказуемыми последствиями новых технологий. Техницизм – это утопия эпохи индустриализма, подчинившая жизнь общества интересам постоянного технико-экономического обновления и узаконившая неконтролируемую эксплуатацию природы. Он господствовал с 19 до второй половины 20 века и привел человечество к ситуации глобального технологического риска. На основе тезницизма возникла идея технократии - особого типа власти, основанного на знании, на замене политических решений решениями техническими, а политиков – техническими специалистами из числа управленцев высшего уровня. Антитехницизм, доминирующий в конце 20 века, исходит из той же позиции независимого от человека, автономного развития техники, видя, однако, в нем неизбежную для человека опасность. Человеку остается позиция либо радикальной враждебности к технике, либо подчинения ей и стоического терпения.
В отношении человека к технике на этом методологическом фундаменте выделяются две противоположные позиции: техницизм – вера в безусловную благотворность развития техники для человека и человечества и антитехницизм - недоверие, страх перед непредсказуемыми последствиями новых технологий. Техницизм – это утопия эпохи индустриализма, подчинившая жизнь общества интересам постоянного технико-экономического обновления и узаконившая неконтролируемую эксплуатацию природы. Он господствовал с 19 до второй половины 20 века и привел человечество к ситуации глобального технологического риска. На основе тезницизма возникла идея технократии - особого типа власти, основанного на знании, на замене политических решений решениями техническими, а политиков – техническими специалистами из числа управленцев высшего уровня. Антитехницизм, доминирующий в конце 20 века, исходит из той же позиции независимого от человека, автономного развития техники, видя, однако, в нем неизбежную для человека опасность. Человеку остается позиция либо радикальной враждебности к технике, либо подчинения ей и стоического терпения.
Источник: Глоссарий по социологии ВГУЭиС
ДЕТЕРМИНИЗМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
методология, установка, приписывающая решающую роль в обществ.-экономич. развитии технологич. изменениям современного крупнокорпора-тивного производства. Д.т. предполагает, что любое достаточно масштабное технико-технологич. изменение влечет за собой определенное соц. изменение. В большей или меньшей степени Д.т. присущ теориям соц. изменений, теориям культурного отставания, объясняющим конфликты, противоречия реальности тем, что социокультурные организации не поспевают за технологич. изменениями. Это концепции индустриального, постиндустриального, технократич. и технотронного об-в, в к-рых центром проблемы соц. развития становятся управление, регулирование, контроль за технологич. изменениями в первую очередь. Прямолинейность, бесконфликтность, глобальность проектов совершенствования капиталистич. об-ва, содержащиеся в принципе Д.т., послужили фундаментом либерально-реформистской идеологии. Примерно с середины 60-х гг. XX в. наряду с леворадикальной критикой техницистской политики и идеологии подверглись критич. анализу и теоретич. установки Д.т. Со стороны отдельных социологов критика прозвучала уже в 50-х гг. Позже абсолютизация возможностей научно-технич. прогресса и однозначного прямого влияния его на соц. прогресс подверглась пересмотру также с правых и консервативных позиций. Целью этого пересмотра является установление соц. пределов технологич. изменениям, перемещение вопроса о значимости технологии с социетального уровня (т. е. значимости ее для об-ва в целом) на организационный уровень. Лит.: Титаренко Л.Г. Технократический детерминизм: концепции, идеологические функции. Минск, 1981; Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. Осипов Г.В. Природа и общество//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996. М.С. Ковалева
Источник: Российская социологическая энциклопедия
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ
теоретико-методологическая установка в философских и социологических концепциях, исходящая из решающей роли техники и технологии в развитии социально-экономических структур. Возник в 1920-х в связи с бурными успехами в развитии науки и техники, нарастающей эффективностью их массового применения в развитии производства. В работах Веблена эта установка нашла реализацию в доктрине, согласно которой решающая роль не только в развитии экономики, но и в принятии управленческих решений в области политики должна принадлежать менеджерам (идея так называемой "революции управляющих"). Ее влияние явственно проявилось в теории стадий роста, выдвинутой в 1960-х Ростоу , в концепциях индустриального (Арон - , Гэлбрейт - , А. Берли и др.), постиндустриального (Белл - , Ж. Фурастье и др.), технотронного (З. Бжезинский), программированного (Турен - ), информационного (Е. Масуда) общества, "третьей волны" (Тоффлер - ).
Приверженцы Т.Д. считают, что основной детерминантой социально-экономических и иных изменений в обществе являются более или менее крупные сдвиги в технике и технологической системе производства. Однако слово "технология" означает "не столько машины и инструменты, сколько то представление о мире, которое руководит нашим восприятием всего существующего" (Дж.П. Грант). Согласно Тоффлеру, в сложной архитектонике общества и его динамике решающая роль принадлежит "техносфере", которая производит и распределяет блага и в соответствии с изменениями в которой изменяются социо- и инфосферы, в свою очередь влияющие на сферу власти и психосферу. Таким образом на новейшей стадии своего развития Т.Д. выходит за узкие рамки техницизма и стремится соотнести категорию "технология" с ключевыми понятиями философской рефлексии - цивилизация, культура, прогресс, ценности, идентификация. Однако резкое расширение философского контекста теоретических экспликаций техники и технологии привело к существенной дифференциации точек зрения на сущность, значимость и роль технологических детерминант социально-экономического и социокультурного развития. Наряду с техницистской традицией и в противовес ей современная философская и социологическая мысль выдвинула антитехницистскую линию. Маркузе , Адорно , Эллюль , Хоркхаймер и др. акцентируют внимание на негативных последствиях чрезмерного увлечения человека могуществом техники. Они связывают феномен техники со всеобщей рационализацией мира и интерпретируют этот феномен как самую опасную для человека форму детерминизма. Техника, считает Эллюль, превращает средства в цель, стандартизирует поведение, интересы, склонности людей, превращая тем самым человека в объект бездуховных "калькуляций и манипуляций". С его точки зрения, необходимо преодолеть узкие рамки Т.Д. и задуматься о возможной поливариантности социального развития, имея в виду, что в любом из вариантов философствования на эту тему необходимо исходить из идеи гуманизации техники и полной переориентации позитивных потенций последней в целях освобождения человека от всех форм социальной зависимости. также: Техника.
Е.М. Бабосов
Приверженцы Т.Д. считают, что основной детерминантой социально-экономических и иных изменений в обществе являются более или менее крупные сдвиги в технике и технологической системе производства. Однако слово "технология" означает "не столько машины и инструменты, сколько то представление о мире, которое руководит нашим восприятием всего существующего" (Дж.П. Грант). Согласно Тоффлеру, в сложной архитектонике общества и его динамике решающая роль принадлежит "техносфере", которая производит и распределяет блага и в соответствии с изменениями в которой изменяются социо- и инфосферы, в свою очередь влияющие на сферу власти и психосферу. Таким образом на новейшей стадии своего развития Т.Д. выходит за узкие рамки техницизма и стремится соотнести категорию "технология" с ключевыми понятиями философской рефлексии - цивилизация, культура, прогресс, ценности, идентификация. Однако резкое расширение философского контекста теоретических экспликаций техники и технологии привело к существенной дифференциации точек зрения на сущность, значимость и роль технологических детерминант социально-экономического и социокультурного развития. Наряду с техницистской традицией и в противовес ей современная философская и социологическая мысль выдвинула антитехницистскую линию. Маркузе , Адорно , Эллюль , Хоркхаймер и др. акцентируют внимание на негативных последствиях чрезмерного увлечения человека могуществом техники. Они связывают феномен техники со всеобщей рационализацией мира и интерпретируют этот феномен как самую опасную для человека форму детерминизма. Техника, считает Эллюль, превращает средства в цель, стандартизирует поведение, интересы, склонности людей, превращая тем самым человека в объект бездуховных "калькуляций и манипуляций". С его точки зрения, необходимо преодолеть узкие рамки Т.Д. и задуматься о возможной поливариантности социального развития, имея в виду, что в любом из вариантов философствования на эту тему необходимо исходить из идеи гуманизации техники и полной переориентации позитивных потенций последней в целях освобождения человека от всех форм социальной зависимости. также: Техника.
Е.М. Бабосов
Источник: Социология: энциклопедия
ДЕТЕРМИНИЗМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
совокупность представлений, объединенных постулатом об определяющей роли техники в обществ, развитии. Согласно Д. т., созданная и создаваемая человеческим разумом и руками техническая цивилизация обладает независимостью от человека и об-ва. При этом техника искусственно обособляется от социальных отношений, ставится в один ряд с явлениями природы и рассматривается как надсоциальная и надчеловеческая «данность», обладающая своими собственными законами и подчиняющаяся имманентной логике развития (т. е. в кач-ве независимой переменной). В кач-ве сущностного проявления автономии техники постулируется ее способность к саморазвитию, понимаемая как возможность безграничного совершенствования всех ее параметров. Предполагается, что техническое развитие разворачивается по единой прогрессирующей линии от худшего к лучшему, где сегодняшнее состояние техники и появляющиеся сегодня инновации целиком определены вчерашним состоянием, а завтрашнее столь же однозначно определяется сегодняшним. С т. зр. Д. т., независимость от воли человека технического прогресса предполагает опережающее и доминирующее воздействие техники на индустрию и, следовательно, на все индустриальное об-во, так что научно-технические достижения неизбежно влекут за собой модификации социальной и культурной жизни (Веблен, Огборн, Культурное отставание). Подобная абсолютизация роли средств производства ведет к тому, что социальное признается производным от технического. Т. обр., Д. т. предполагает не только то, что техника — особый, независимый от человека мир, что она беспредельно развивается по своим законам, но и то, что она господствует над человеком и об-вом, диктуя им свою волю и определяя их перспективы. Человеку остается выбор: или приспосабливаться к миру техники, уповая на всесилие и гуманность саморазвивающейся рациональности, или протестовать против него, бежать от него, в ожидании неизбежной гибели всего живого под гнетом машинной цивилизации. В соответствии с этой альтернативой в истории философии и социологии на протяжении более ста лет прослеживаются два глобальных направления — техницизм и антитехницизм, к-рые, по сути, разделяют общую предпосылку Д. т.— обожествление и мифологизацию техники, а различаются лишь оценкой — оптимистической или пессимистической — логических выводов, вытекающих из него. В соответствии с этими предпосылками в рамках Д. т. решается вопрос о роли ученого-новатора, изобретателя, техника в широком смысле слова: предполагается, что он «не изобретает» инновации, а находит их, актуализируя потенциальное бытие техники, заложенное в логике развития технического Разума. Роль техника сводится к роли медиума, осуществляющего трансцендентную волю этого Разума. У техников, выступающих в качестве носителей всесильной технической рациональности, возникает неукротимая воля к власти, апеллирующая к силе знания и техники.
Этот ход мысли выливается в концепции технократии или, наоборот, антитехнократизма (Неомарксизм, Контркультура). Из Д. т. вытекает соотв. отношение к природе. Подчиняя жизнь об-ва интересам постоянного обновления технико-экономической сферы, крое требует увеличивающихся затрат финансов, сырья, машин, энергии, воды и т. д., идеология Д. т. узаконивает завоевательно-потребительское неконтролируемое использование среды обитания, природы. Реализация абсолютистских представлений Д. т. в практической жизнедеятельности привела сегодня человечество к необратимой ситуации глобального риска технологического.
В зап. социологии Д. т. в большей или меньшей степени присущ теориям социальных изменений, культурного отставания: информационного об-ва концепциям; теориям индустриального об-ва, постиндустриального об-ва и «об-ва изобилия», об-ва потребления, технократического, технотронного и компьютеризированного об-ва (Компьютеризация). М. С. Ковалева
Этот ход мысли выливается в концепции технократии или, наоборот, антитехнократизма (Неомарксизм, Контркультура). Из Д. т. вытекает соотв. отношение к природе. Подчиняя жизнь об-ва интересам постоянного обновления технико-экономической сферы, крое требует увеличивающихся затрат финансов, сырья, машин, энергии, воды и т. д., идеология Д. т. узаконивает завоевательно-потребительское неконтролируемое использование среды обитания, природы. Реализация абсолютистских представлений Д. т. в практической жизнедеятельности привела сегодня человечество к необратимой ситуации глобального риска технологического.
В зап. социологии Д. т. в большей или меньшей степени присущ теориям социальных изменений, культурного отставания: информационного об-ва концепциям; теориям индустриального об-ва, постиндустриального об-ва и «об-ва изобилия», об-ва потребления, технократического, технотронного и компьютеризированного об-ва (Компьютеризация). М. С. Ковалева