Технология организации

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Технология организации
 сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих знаний, необходимых для осуществления преобразований в материалах, информации, людях.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1) одна из важных составляющих внутренней среды организации; 2) базовый элемент организации как социотехнической системы, образующейся на стыке ее «вещной» (машины, механизмы, оборудование, инструмент) и социальной (люди, социальные группы) составляющих (см. Организация как социотехническая система). В теории организации Т.О. обычно рассматривается как одна из основных характеристик внутренней среды, именуемых контекстуальными (или ситуационными) переменными (см. Контекстуальные переменные), во многом определяющая тип социальной организации и организационной системы, а также форму организационного поведения (Дж. Вудворд, Ч. Перроу, Р. Дабин, Дж. Томпсон и др.) (см.: Социальная организация; Организация; Организационное поведение).
На ранних этапах развития теории организации Т. О. связывалась с системой машин и механизмов или трактовалась как деятельностный стандарт, обеспечивающий преобразование сырья (ресурсов) в конечную продукцию или услугу в соответствии с заданными требованиями. В рамках такого взгляда главным в Т. О. выступают содержание и последовательность операций, технические приемы и инструментальные средства, используемые в производстве. При этом характеристиками Т. О. являются стандартизированность, надежность, эффективность, относительная простота, воспроизводимость, тиражируемость. Однако в современных организационно-управленческих концепциях Т. О. все чаще рассматривается как характеристика деятельности исполнителя и как способ ее организации и воспроизводства – совокупность знаний, умений, навыков (С. Дэвис). Т. о., она описывается как элемент профессиональной культуры, феномен, возникающий на стыке науки и преобразующей практики, в том числе управленческой практики. Так, А. Маккей считает, что Т. О. — это форма взаимодействия между наукой и практикой и вместе с тем элемент сложной системы, состоящей из четырех взаимосвязанных компонентов:
наука – подсистема, которая кумулятивно производит новую информацию, надстраивая ее над старой;
подсистема, производящая артефакты, в рамках которой продукты деятельности, время от времени устаревающие и разрушающиеся, устраняются и заменяются вновь разработанными;
экономика — подсистема, использующая деньги в качестве основной меры обмена продуктами деятельности и услугами;
социальность — подсистема, состоящая из взаимодействующих людей с определенным набором знаний и идей, обновляющимся в каждом последующем поколении. Сходный системный взгляд на роль Т. О. прослеживается и в других моделях (см. Экологический комплекс).
В традиционном понимании Т. О. предопределяет выделение в рамках организационных систем прежде всего производственных организаций, т. е. технико-технологической подсистемы регуляции поведения. Значение данной подсистемы обусловлено тем, что Т. О. рассматривается как фактор, во-первых, напрямую регламентирующий и программирующий поведение работников в организации, во-вторых, в известной мере детерминирующий социальную подсистему регуляции поведения. Такая трактовка роли Т. О. восходит к работам тавистокской школы (см. Организация как социотехническая система).
В другом понимании Т. О. – это специфический алгоритм деятельности (содержание, последовательность операций, набор процедур), ее стандарт, неукоснительное соблюдение которого гарантирует исполнителю правильное решение поставленной практической задачи и получение на выходе продукции или услуги в соответствии с заданными требованиями. В управлении такой тип Т. О. используется в процессе подготовки и реализации управленческих решений и получил наименование «управленческие технологии» (Дж. Томпсон, Б. Скиннер, Г. Саймон), а применительно к задачам совершенствования социальной организации – «социальные технологии». В работах специалистов по теории организации и социологии организаций сфера применения управленческих и социальных технологий ограничивается принятием рутинизированных решений (Г. Саймон) (см. Управленческие (организационные) решения).
Характерно, что в последние годы в социально-управленческой науке прослеживается все более четкое разделение труда, обособляющее тех, кто разрабатывает технологи и (социальные технологи), и тех, кто пользуется ими (управленческий консультант, социолог-практик, занимающий функционально-управленческую позицию). Так, например, Э. де Боно трактует позицию технолога как маргинальную и двойственную по отношению к академической науке и преобразующей практике. Он определяет его как импресарио и интерпретатора знаний, которому надо вложить в Т. О. свой ум, знания, опыт и практические навыки, для того чтобы ею можно было воспользоваться практику.
Большое место в организационной теории уделяется анализу типов Т. О., которые обычно выступают фактором, во многом предопределяющим тип социальной организации и формы организационного поведения. Двумя важнейшими переменными, характеризующими способ влияния Т. О. на социальную организацию, являются уровень ее жесткости и стандартизированности и степень взаимозависимости и кооперированности участников совместной деятельности. Примерами подобной классификации Т. О. являются классификации Дж. Вудворд и Дж. Томпсона.
Так, согласно классификации Дж. Вудворд Т. О. на промышленных предприятиях (выпуск продукции или оказание услуг) типологизируется в зависимости от длительности, жесткости и стандартизированности процедур основной деятельности. Выделяются три типа Т. О., характерные: для единичного, или мелкосерийного, производства (слабая степень стандартизации, работа с единичными и опытными образцами); для крупносерийного, или массового, производства (высокая степень стандартизации, конвейерная сборка); для цикличного, или поточного, производства (непрерывность процесса). Типы Т. О. устанавливаются на основе следующих переменных: степень управляемости организацией (возможность долгосрочного планирования деятельности); тип организационной структуры (высота иерархической пирамиды, степень и жесткость разделения функций, среднее число подчиненных на одного руководителя); формы и способы контроля (личный и деперсонализированный, общий и специализированный контроль); степень стандартизации деятельности и формализации отношений. Кроме того, Дж. Вудворд указывает, что в организациях, в которых доминирует один из перечисленных типов технологии, различна и значимость управленческих функций. Так, главная управленческая функция: для организаций с технологией штучного и мелкосерийного производства — разработка нового типа продукта: для организаций с крупносерийным и массовым производством – собственно производство; для организаций с поточной технологией — маркетинг. Согласно тезису Дж. Вудворд каждый из типов Т. О. задает свой оптимальный тип организационной структуры.
В классификации Дж. Томпсона рассматриваются технологии координации деятельности, которые иначе именуются средствами координации. Т. О. выступает одним из базовых факторов, влияющих на структуру и стратегию развития организации (см.: Структура организации; Стратегия организации). Классификация осуществляется по типу взаимозависимости подразделений организации, обусловливающему формы кооперации разных групп, участвующих в деятельности (см. Кооперация труда). Постулируя в качестве логики формирования структуры принцип минимизации затрат на координацию (см. Принцип минимизации затрат на координацию), Дж. Томпсон выделяет коллективную, последовательную и взаимную зависимости (см. Зависимости организационные). В соответствии с данными типами зависимостей определяются три типа Т. О.:
с длительными связями — серия взаимосвязанных задач, которые должны выполняться последовательно, что типично для последовательной зависимости (например, подразделения в машиностроении — цеха металлообработки и сборки);
посреднические (или Т. О. со среднесрочными связями) – процедуры, предполагающие непосредственный контакт людей, нуждающихся в услугах друг друга (например, биржевые операции), для которых характерны связи средней продолжительности и прямые контакты взаимной зависимости;
интенсивные (или Т. О. с короткими связями) – процедуры, предусматривающие прямое воздействие на клиента, обратную связь и постоянную корректировку деятельности (например, деятельность педагогов, врачей) и отсутствие кооперации с другими подразделениями (коллективная зависимость).
Тип используемой Т. О., а также форма и степень кооперации в организации либо непосредственно, либо опосредованно влияют на способы взаимодействия, формы организационной деятельности и организационного поведения работников, типы организационной структуры. Кроме того, доминирующий тип координационной Т. О. предопределяет оптимальные стратегии, направленные на снижение зависимости от внешней среды (см. Внешняя среда организации). В качестве таковых выделяются следующие стратегии: расширение границ организации путем присоединения организаций целевого окружения, от которых она зависит — предприятий — поставщиков сырья и продавцов (Т. О. с длительными связями); расширение границ организации за счет расширения клиентуры (Т. О. со среднесрочными связями); навязывание клиенту своих правил (Т. О. с короткими связями).

Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
324.45 кб

Организация СРС на базе портальных технологий

Рицкова Татьяна Игоревна
В статье показано, как Интернет-технологии способствуют осуществлению принципа автономии учащегося при обучении в вузе.
Читать PDF
413.96 кб

Технология организации и проведения вебинаров

Абдалова Ольга Ивановна, Гураков Алексей Валерьевич, Сметанин Сергей Викторович, Шульц Денис Сергеевич
На примерах вебинаров по различным дисциплинам (информатика, высшая математика, физика) иллюстрируются различные модели проведения такого рода занятий.
Читать PDF
11.99 мб

Технология организации образовательной экскурсии

Рыжикова Юлия Александровна
В статье приводится анализ основных подходов к определению понятия «образовательная экскурсия» как современного способа организации воспитательного процесса.
Читать PDF
142.07 кб

Летние школы университетов: технологии организации

Назарова Инна Борисовна
Летние школы университетов являются элементом траектории life learning, составляющей карьеры и формой организации досуга, способствуют получению новых знаний, навыков, компетенций по основной и другим специальностям, развивают меж
Читать PDF
197.95 кб

Учебная практика: матричная технология организации

Полупан Ксения Леонидовна
В статье представлен анализ нормативных и методических материалов, регламентирующих процессы организации и проведения учебной практики. Классифицированы теоретические подходы к проектированию учебной практики.
Читать PDF
318.50 кб

Технология организации Web-сайта учебного заведения

Бельченко Владимир Евгеньевич
Рассматриваются вопросы создания официального сайта учебного заведения на основе технологии распределения прав доступа. Анализируется опыт Армавирской государственной педагогической академии.
Читать PDF
344.95 кб

Технологический подход к организации самообразования

Макусева Т. Г.
Рассматривается возможность институализировать самообразование путем проектирования педагогической системы обучения экстерном, процессуальной подсистемой которой, реализуемой на практике, является технология обучения экстерном отд
Читать PDF
424.05 кб

Использование Интернет-технологий в организации НИРС

Господарик Юрий Петрович
В статье ставится проблема активизации научно-исследовательской деятельности студентов путем использования некоторых Интернет-технологий.
Читать PDF
555.20 кб

Технологии Google в организации работы преподавателя

Полоян А.В., Нехрест В.А.
Статья посвящена обзору возможностей, предлагаемых системой Google для организации работы преподавателя высшей школы: создание и размещение материалов на личном сайте, работа с документами, таблицами и презентациями, использование
Читать PDF
254.47 кб

Технология организации современного учебного занятия

Забродина Инга Викторовна, Козлова Наталья Александровна, Фортыгина Светлана Николаевна, Андреева Евгения Владимировна
В статье рассматривается проблема проектирования современного учебного занятия.
Читать PDF
559.69 кб

Современные технологии организации досуга подростков

Шамаева Галина Ивановна
В настоящей статье обосновывается необходимость организации досуга для школьников-подростков.
Читать PDF
339.43 кб

Инновационные технологии в организационном управлении

Сорокин С.И.
Организации один из феноменов нашего времени, поскольку именно разнообразные социальные организации и интенсивная организационная деятельность оказывают сильнейшее влияние на многие исторические процессы и события.
Читать PDF
662.38 кб

Организации работы по стационарозамещающей технологии

Мазин М.Ж., Камысбаева К.У., Тухтаров К.Н.
Portal Bureau of hospitalization is the integrated system of electronic registration, and an effective instrument of cooperation between clinics and hospitals, the operative decision of questions of registration, recording and pro
Читать PDF
141.94 кб

Современные технологии создания команды в организации

Короткина Елена Дмитриевна
В работе представлен теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы, посвященной изучению основных подходов к процессу командообразования.
Читать PDF
351.36 кб

Технология организации проектной деятельности студентов

Смирнова Жанна Венедиктовна, Ваганова Ольга Игоревна, Макеева Анастасия Владимировна
Статья рассматривает технологию организации проектной деятельности студентов.

Похожие термины:

  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    (технология от греч. techne - искусство, мастерство, умение и logos - учение, наука) - совокупность приемов, способов, методов согласования и соответствия элементов и частей в структуре целого. Т.о. обеспеч
  • ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    часть организационных проблем управления, связанных с решением прикладных вопросов. Они связаны с обеспечением выполнения трех функций: организационного проектирования и реконструкции; подбора
  • Организационного проектирования технология

    определенная последовательность действий или операций, позволяющая технически выполнить проектирование заданного объекта. Технология организационного проектирования независимо от отношения