ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Найдено 1 определение
ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
это комплексная оптимизация социальной работы на федеральном, региональном и местном уровнях в организациях различной ведомственной подчиненности. Т.с.р. обеспечивает достижение максимально возможного результата с минимальными затратами средств и времени, что приводит к совершенствованию процесса предоставления и получения различных видов социальной помощи, в результате способствуя предотвращению социальных проблем и уменьшению численности населения, нуждающегося в социальной помощи.
Главные задачи технологизации: обеспечить снижение трудоемкости подготовительной деятельности и стабильность результатов; повысыть качество деятельности, уменьшить время на осуществление деятельности, снизить дискомфорт специалистов и клиентов при выполнении указанных видов деятельности.
Т.с.р. — это объективная современная тенденция, необходимость которой вызвана кардинальными изменениями в жизни общества, усложнением информационного пространства, появлением новых информационных и иных технологий.
Технологизация появляется на определенном этапе развития социальной работы. В начале происходит накопления опыта отдельных людей. Характерными чертам второго этапа являются рост мастерства специалистов, появление большого количества разнообразных методик, профессиональных сообществ. Накопленный опыт подвергается анализу. На этом этапе социальная работа формируется как система. Третий этап — собственно технологизация — возможен лишь при появлении новых технических средств, которые станут играть активную роль в процессе предоставления социальной помощи, значительно повышая эффективность социального работника/специалиста по социальной работе. С момента появления профессии в 1991 г. ученые и преподаватели обосновывали важность Т.с.р. Однако технологизация не может возникнуть без следующих объективных условий: система социальной работы должна быть сформирована, находиться в некотором равновесии, должны быть известны элементы системы, особенности и закономерности ее функционирования, разработаны способы диагностики, обработки и анализа информации. Субъект, осуществляющий Т.с.р., должен быть способен к всестороннему обсуждению и выработке концептуальных моделей развития социальной работы или ее отдельных направлений, к формализации реальных процессов (деление на операции и процедуры), выявлению показателей, с помощью которых будет оцениваться эффективность деятельности.
Т.с.р. подразумевает: целостное представление о деятельности; наличие стандарта или норматива предписанных процедурных действий; алгоритмизацию процесса, исходящую из заранее сформулированных целей и возможности исправления ошибки специалиста и клиента; инвариантность; учет объективных и субъективных факторов, которые позволяют исключить неудачу; воспроизводимость действий в различных условиях; ориентацию на заранее заданный результат; разработку объективных критериев оценки организации, хода и результатов деятельности, его устойчивость; возможность использовать эргономичные, удобные и современные технические средства; организацию мониторинга деятельности; возможность тиражирования и переноса в другие условия. Методики в отличие от Т.с.р. не обладают таким набором обязательных элементов. В методике сильно личностностное начало субъекта деятельности, смена специалиста ведет за собой корректировку всех этапов деятельности и не гарантирует заявленный результат.
Т.с.р. подразумевает использование социальных/ дорожных карт, социальных паспортов, стандартов.
Серьезным ограничением для Т.с.р. является нехватка средств и низкий уровень подготовки специалистов, отсутствие профессиональных сообществ, затрудняющее передачу опыта, обмен методиками, их внедрение, отсутствие заинтересованности в повышении эффективности работы. Технологизация невозможна без серьезной и постоянной исследовательской работы, которая на сегодняшний день практически отсутствует. Пилотные проекты, внедряемые в отдельных регионах или социальных службах, не опирающиеся на научные исследования (социальное моделирование и социальное прогнозирование), не дают стабильных результатов и могут негативно отражаются на качестве жизни населения.
Степень технологизации различных областей социальной работы различна.
Технологизацию не следует путать с технократизмом и механическим подходом. Т.с.р. также обеспечивает индивидуальный подход, а не противопостоит ему.
Т.с.р. способствует созданию условий для сохранения достоинства человека, так как формирует благоприятные условия для жизнедеятельности людей и гарантирует решение возникших проблем, благодаря чему расширяются личные возможности и возможности межличностного взаимодействия.
Т.В. Зальцман
Лит.: Демидова Т.Е. Технологизация социальных процессов в контексте духовно-нравственных отношений в российском и зарубежном историческом опыте, вторая половина ХХ в.: Дисс. ... докт. ист. наук: 07.00.02. М., 2000; Реализация инновационного потенциала современных технологий в социальной сфере: Монография / Анпилогова Л. В. и др. Оренбург: Изд-во Оренбургского ин-та экономики и культуры, 2011; Михайлова Н.Н. Целеполагание педагогической деятельности в условиях технологизации образования: Монография. М.: ИЦ Акад. проф. образования, 2002; Родионова В.И. Изменение целеполагания в контексте технологизации социальных практик // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/izmenenietselepolaganiya-v-kontekste-tehnologizatsii-sotsialnyh-praktik (дата обращения: 22.08.2015); Кондыков А.С. К вопросу о теоретико-методологических основах технологизации современной социокультурной среды // МНКО. 2010. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-teoretiko-metodologicheskihosnovah-tehnologizatsii-sovremennoy-sotsiokulturnoy-sredy (дата обращения: 09.08.2015).

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF

Влияние технологизации социальной сферы на профессиональную подготовку специалистов социальной работ

Валеева Н. Ш., Киямова Р. А.
Рассмотрены вопросы влияния технологизации социальной сферы на профессиональную подготовку специалистов, способных к инновационной деятельности в области социальной работы.