(Turkle Sherry, Тэкл Шэры) (род. 1948) социолог и психолог, более всего известна этнографическими исследованиями компьютерных пользователей 1980-х–90-х гг. По ее собственным словам, она анализировала «развитие компьютерной культуры, пытаясь ответить на вопросы о влиянии технологии на самость человека». В настоящее время Ш. Текл — профессор социология науки в Массачусетском технологическом институте (MIT). Родившись в Нью-Йорке, Ш. Текл училась в Рэдклиф Колледже в университете Гарварда. Затем она целый год стажировалась в Париже, где посещала семинары таких интеллектуалов, как Ж. Лакан, К. Леви-Стросс и Л. Голдман. И еще год Ш. Текл провела в университете Чикаго, занимаясь вместе с антропологом В. Тернером. В Гарварде же она поступила в объединенную докторантуру по социологии и психологии личности. В середине 70-х гг. Ш. Текл стала лицензированным клиническим психологом, и обучалась психоанализу. В 1978 г. ее диссертация была издана как книга, название которой «Психоаналитическая политика: Ж. Лакан и фрейдистская революция во Франции». С ее интересом к психоанализу и культуре решение Ш. Текл преподавать в MIT в 1975 г. было многим непонятно. Однако, Ш. Текл не видела себя в качестве исследователя французской культуры; она видела себя исследователем популярных культур, формирующихся на основе обыденного сознания. Она предчувствовала также, что мир «высоких технологий» станет важнейшим фактором в мире 2-й половины XX века. В университете Чикаго, Ш. Текл заинтересовалась понятием В. Тернера «лиминальные объекты», то есть такими объектами, которые находятся на границе между одной реальностью и другой и способны вызвать перемены в жизни (в развитии чего-либо или кого-либо). Благодаря лиминальным объектам люди начинают переоценивать свою культуру. Ш. Текл полагала, что персональные компьютеры являются именно такими лиминальными объектами для американцев. Она писала: «Я видела, как люди стали думать о компьютере, и эта модель понимания технологии начала входить в индивидуальные способы размышления о себе». Следуя за идеями французского детского аналитика Ж. Пиаже, Ш. Текл начала изучать, как дети и взрослые привносят компьютер в свою повседневную жизнь. Она заметила, например, что маленькие дети часто демонстрировали некоторый тип анимизма, задавая вопрос: «Компьютер нас обманывал?». Даже более старшие дети и взрослые, прошедшие социализацию вне практик анимизма, тем не менее при длительном использовании компьютера обращались со своим PC как с «одухотворенным механизмом». В 1984 г. у Ш. Текл вышла книга «Второе я: компьютеры и человеческий дух». Название соотносится с идеей автора: пользователи компьютера в своих отношениях с этим устройством формируют «вторую самость», то есть взаимодействие с компьютером отражается на идентичности личности. Важно помнить, что Ш. Текл всегда придерживалась мнения о том, что человек имеет не одну, а скорее множественные «самости». Сталкиваясь с технологией (компьютером), люди формируют в себе нечто новое, но в то же время проявляют себя традиционными путями — в соответствии с гендером, этничностью или возрастом. С одной стороны, она наблюдала различные пользовательские стили у девочек и у мальчиков, обозначив их «мягкое обучение» и «жесткое обучение» соответственно. С другой стороны, Ш. Текл обнаружила, что компьютер дает возможность его пользователю создавать идентичность, которая невозможна в другой ситуации, например идентичность компьютерного хакера или геймера. Идеи Ш. Текл о компьютерных практиках и умножающейся самости личности соответствовали тенденциям в обществе 1980-х — начала 90-х гг., пока другой лиминальный объект, интернет, не начал изменять популярную культуру. Более чем десятилетие Ш. Текл изучала психологию людей, взаимодействующих с компьютером, где в центре внимания были отношения между человеком и машиной. Позже она объясняла: «В конце 80-х я поняла, что фокус моих исследований должен быть изменен, поскольку все более и более люди использовали компьютеры, чтобы взаимодействовать с другими людьми». Книга Ш. Текл 1995 года «Жизнь на экране: идентичность в эпоху интернета» представляет собой исследование поведения в онлайновых сообществах. Она разрабатывает направление социальной психологии интернета, рассматривая, как участники онлайн-об щения в циклах взаимодействия друг с другом создают новые виртуальные личности. Выражение «жизнь на экране» свидетельствует о мнении автора, полагающей равную значимость и физической, и виртуальной реальности. «Жизнь на экране может быть игрой, — пишет Ш. Текл, — но это очень серьезная игра». В настоящее время Ш. Текл избегает того, чтобы формализованно размышлять об объекте исследования. Сейчас она называет этот процесс «лелеять объекты исследования», поскольку изучает взаимодействия людей с цифровыми и автоматизированными (робототехническими) домашними животными типа Tamagotchi, Furbie, AIBO и роботами-гуманоидами в Лаборатории искусственного интеллекта MIT. Ш. Текл задается вопросом, что с нами происходит, если мы эмоционально касаясь объектов-роботов, получаем от них обратную реакцию, которая влияет на наши взаимодействия с окружающими людьми.
Литература Turkle S. Constructions and Reconstructions of Self in Virtual Reality: Playing in the MUDs // Mind, Culture, and Activity. Vol. 1no. 3 (Summer 1994). URL: http: // web.mit.edu / sturkle / www / constructions.html (дата обращения: 01.03.2015). Turkle S. “Toys to Change Our Minds.” Predictions. Sian Griffiths, ed. Oxford: Oxford University Press, 1999. Turkle S. Life on the Screen: Identity in the Age of the Internet. New York: Simon & Schuster, 1995. Turkle S. The Second Self: Computers and the Human Spirit. New York: Simon and Schuster, 1984. Holloway M. Profile: An Ethnologist in Cyberspace // Scientific American. April 1998. URL: http: // www.nature.com / scientificamerican / journal / v278 / n4 / pdf / scientificamerican0498-29.pdf (дата обращения: 01.03.2015). О. Сергеева
Текл Шерри
Текл Шерри
Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016