Текущий учет демографических событий

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Текущий учет демографических событий
специализированный сбор сведений о случаях рождения, смерти, заключения и расторжения брака, миграции.

Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики

ТЕКУЩИЙ УЧЕТ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ (ТЕКУЩИЙ УЧЕТ ЕСТЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ)
регистрация демографических событий (рождений, смертей, браков и разводов) по мере того, как они происходят. Источником сведений о них служит, как правило, запись актов гражданского состояния. Первичными учетными документами являются вторые экземпляры актов гражданского состояния, содержащие, кроме удостоверения факта события, характеристики лица (или лиц), с которым это событие произошло. Учет этих характеристик позволяет данное событие отнести к определенной социально-демографической группе населения, к тому или иному месту и времени.

Источник: Словарь терминов по социальной статистике

ТЕКУЩИЙ УЧЁТ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ

ТЕКУЩИЙ УЧЁТ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ, текущий учет т. н. естественного движения нас., сбор сведений о случаях рождения, смерти, заключения и расторжения брака по мере возникновения этих событий. Цель Т. у. д. с. - регулярное получение данных о числ. и составе нас. (постоянно изменяющихся в результате рождений и смертей), а также характеристик демографич. процессов. Специфика Т. у. д. с. заключается в том, что демографич. события попадают под наблюдение при их юридич. оформлении, поскольку каждое из них имеет правовое значение. Полнота Т. у. д. с. зависит от юридич. признания факта события. Напр., там, где многоженство запрещено законом, хотя и существует по обычаю, брак со второй женой не учитывается. Если текущая регистрация отсутствует или плохо налажена, аналогичные сведения получают иногда ретроспективно при переписи населения или обследовании населения (напр., о числе рождений или смертей в семье в течение года до переписи).

Списки родившихся и умерших велись еще в Др. Греции и Риме. В ср. века в европ. странах крещения и погребения регистрировались по церк. приходам в т. н. метрических книгах. Эта форма регистрации была узаконена Тридентским собором 1563, предписавшим также регулярную запись бракосочетаний. При отсутствии централизов. системы сбора сведений они редко обобщались для страны в целом. Относительно регулярно собирались сведения о демографич. событиях лишь в крупнейших европ. городах в кон. 17 в., в нач. 18 в. - в Швеции. В кон. 18 - нач. 19 вв. попытки централизов. сбора соответств. сведений церк. регистрации предпринимаются в большинстве европ. стран, а в 1-й пол. 19 в. в связи с созданием статистич. учреждений от церковных к светским учреждениям переходят и функции самой регистрации. Совр. формы Т. у. д. с. сложились в кон. 19 - нач. 20 вв.

В России обязат. регистрация рождений и смертей православной церковью была введена в Москве в 1702 по указу Петра I, с 1722 установлено повсеместное ведение метрич. книг, к-рое долгое время было неудовлетворительным. В 1838 Синод установил новую форму метрич. книг и ужесточил правила их ведения и сбора сведений. Статистич. отчетность по т. н. естественному движению населения была введена сначала для православной церкви, позднее - для др. вероисповеданий. С 1834 сбор сведений передан в ведение вновь созданных губернских статистич. к-тов, а с 1865 - Центр. статистич. к-та. С 1879 в Тульской губ., с 1880 в Москве, с 1881 в Петербурге предпринимались попытки свода данных метрич. книг через статистич. учреждения на основании спец. карточек. К нач. 20 в. такая система охватывала ок. 10 городов и губерний, при этом первичная регистрация оставалась в ведении церкви. Осн. недостаток церк. регистрации заключался в том, что учитывались не случаи событий, а совершенные обряды - крещения и отпевания, из-за чего не учитывались умершие без крещения, мертворожденные, погребенные не по православному обряду. Не учитывались также мн. важные признаки лиц, с к-рыми произошли события.

Гражд. регистрация в СССР введена декретом о гражд. браке, детях и ведении книг актов гражд. состояния от 18 дек. 1917, а декретом об отделении церкви от гoc-ва от 23 янв. 1918 была отменена церк. регистрация.

С сер. 20 в. в большинстве экономически развитых стран Т. у. д. с. существует в виде обязат. регистрации демографич. событий спец. гос. органами или учреждениями здравоохранения в рамках общенац. системы такой регистрации. Регистрация событий и составление отчетов о числе событий возложены на спец. чиновников или работников здравоохранения, в нек-рых странах, особенно в сел. местности, - на должностных лиц местного самоуправления. В обязанности регистраторов иногда входит обобщение собранных сведений и составление статистич. отчетов о числе зарегистрир. событий.

Ответственность за регистрацию рождения возлагается, как правило, на родителей, иногда - на представителей родовспомогат. учреждений, за регистрацию смерти - на родственников умершего, врача, реже - на владельца похоронного бюро. Необходимые сведения при регистрации брака предоставляют в зависимости от формы брака (гражданский или церковный) либо вступающие в брак, либо лицо, совершающее сбряд бракосочетания, при регистрации развода - разводящиеся или суд.

Для регистрации устанавливается определ. срок, обычно краткий, в целях обеспечения полноты и точности сведений. Регистрация рождения обязательна, как правило, в течение месяца, смерти - безотлагательно или в течение неск. дней (не более 5). Сведения о браках, разводах записываются одновременно с регистрацией этих событий.

Кроме констатации факта события, при регистрации учитывают нек-рые признаки самого события и людей, в жизни к-рых оно произошло. Перечень и содержание признаков, фиксируемых при регистрации, составляют программу текущего учета демографич. событий. Характеристика события включает обычно сведения о месте и времени его наступления и регистрации, а также признаки, определяемые спецификой события (причина смерти, развода и т. д.). Характеристика лиц, к к-рым относится событие, обычно более подробна: учитываются их пол и дата рождения (или возраст), национальность (гражданство), брачное состояние, место постоянного жительства, а также нек-рые социально-экон. характеристики (уровень образования, занятие, источник средств существования и др.).

При регистрации рождения учитываются соответств. характеристики родителей, а для новорожденного - дата рождения, пол, сведения о физич. развитии (вес, рост). Отмечаются также многоплодность родов, очередность рождения, место родов (на дому или в родовспомогат. учреждении). При регистрации смерти учитываются обычно ее дата и место, причина смерти, удостоверяемая врачом, обязательно - дата рождения (возраст) и пол умершего, а также его занятие, брачное состояние, для состоящих в браке часто - возраст пережившего супруга; в случае смерти ребенка иногда учитываются характеристики его родителей. При регистрации брака помимо возраста каждого из вступающих в брак отмечается их прежнее брачное состояние, иногда число детей от предыдущих браков, в какой по счету брак вступают жених и невеста, а также ряд социально-экон. признаков: при регистрации расторжения брака - возраст каждого из супругов, очередность и продолжительность расторгаемого брака, наличие детей от этого брака и т. д.

Индивидуальные сведения о каждом случае события фиксируются либо во 2-м экз. регистрационной записи, либо в спец. документе, предназначенном для статистич. обработки. В последнем может фиксироваться больше признаков, чем в регистрац. записи. Программа регистрации иногда меняется, в частности в СССР, в годы, примыкающие к переписи нас., она расширяется с целью получения в сочетании с данными переписи большего числа относит. показателей.

В СССР Т. у. д. с. основан на записи актов гражданского состояния в городах и районных центрах отделами (бюро) загса, исполнит. к-тов районных (гор.) Советов нар. депутатов, а в сел. местности и поселках - исполнит. к-тами сел. и поселковых Советов нар. депутатов.

Регистрация рождения производится по месту рождения ребенка или по месту жительства родителей (или одного из них) на основании справки родильного дома (больницы), устанавливающей факт и время рождения ребенка. Заявление о рождении делается в устной или письменной форме родителями или одним из них, а в случае болезни или смерти родителей - родственниками, соседями или администрацией родильного дома (больницы), в к-ром находилась мать при рождении ребенка. Оно должно быть сделано не позднее месяца со дня рождения ребенка, а при рождении мертвого ребенка - не позднее трех суток с момента родов. В случае рождения близнецов на каждого из них составляется отд. актовая запись. Ребенок, родившийся мертвым, регистрируется как родившийся, но с отметкой о мертворождении на основании мед. свидетельства о перинатальной смерти. Если смерть ребенка наступила вскоре после его рождения, составляются две записи: о рождении и о смерти. Отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями ребенка по заявлению любого из них. Если родители не состоят в браке, то запись о матери ребенка производится по ее заявлению, а запись об отце - по совместному заявлению отца и матери либо по решению суда. В записи акта о рождении указываются: пол, дата и место рождения, каким по счету у матери родился, в одноплодных или многоплодных родах, живым или мертвым, а также дата рождения, возраст, национальность, уровень образования, где и кем работают или источник средств существования родителей, место их постоянного жительства и продолжительность проживания там, дата регистрации их брака и основание записи об отце.

Регистрация смерти производится по месту, где проживал умерший, или по месту наступления смерти на основании свидетельства о смерти врачебного (или фельдшерской справки), к-рое приобщается ко 2-му экз. акта о смерти. Заявление о смерти может быть сделано родственниками умершего, его соседями, работниками жилищно-эксплуатац. орг-ций, а также администрацией учреждения, в к-ром произошла смерть, и др. лицами. Оно должно быть сделано не позднее трех суток, а при насильств. смерти, самоубийстве, смерти от несчастного случая, а также обнаружении трупа - не позднее суток с момента наступления смерти или обнаружения трупа. В записи акта о смерти указываются дата, место и причина смерти, пол, дата и место рождения, возраст, брачное состояние, уровень образования, национальность умершего, где и кем работал или источник средств существования, место постоянного жительства и продолжительность проживания в нем, а для умерших в возрасте до 1 года - соответств. характеристики матери, а также какой по счету ребенок у нее и ее возраст.

Регистрация брака производится по месту жительства одного из вступающих в брак на основании их совместного заявления в орган загса и не ранее, чем через месяц после подачи заявления. При заключении брака требуется взаимное согласие вступающих в брак лиц и достижение ими брачного возраста. В записи акта о заключении брака для каждого из вступающих в брак указываются дата рождения, возраст, место рождения, прежнее, брачное состояние, национальность, уровень образования, где и кем работает или источник средств существования, место постоянного жительства и продолжительность проживания в нем, а также сведения об общих детях до 18 лет.

Регистрация расторжения брака производится по месту жительства супругов или одного из них на основании совместного заявления супругов в бюро загса, а при наличии несовершеннолетних детей или в случае спора между супругами - по решению суда. Брак может быть расторгнут и по одностороннему заявлению супруга, если другой супруг признан судом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия, безвестно отсутствующим или осужден к лишению свободы на срок не менее 3 лет. В любом случае брак считается расторгнутым только с момента записи акта о расторжении брака. В записи акта о расторжении брака указываются место и дата заключения расторгаемого брака, основание для развода, дата расторжения брака, для каждого из разводящихся - дата его рождения, возраст, место постоянного жительства и продолжительность проживания в нем, национальность, уровень образования, где и кем работает или источник средств существования, в каком по счету браке состоял, а также число общих детей до 18 лет.

Актовые записи делаются в двух экземплярах. Первые остаются в архиве загса, а вторые передаются временно для статистич. разработки в обл. или респ. статистич. управления.

Разработка материалов Т. у. д. с. состоит в подсчете числа событий с группировкой их по каждому из регистрируемых признаков или по их сочетаниям. Система таких группировок образует программу разработки данных текущего учета демографических событий. При этом разработка охватывает не все признаки и не все возможные сочетания признаков, а преим. те, к-рые имеют значение для демографич. анализа, в частности могут быть сопоставлены с числ. соответств. группы людей (полученной из др. источников) для расчета показателей частоты событий по группам. Разработка ведется обычно на ЭВМ. Органы гос. статистики составляют ежемесячные и ежеквартальные отчеты о числе зарегистрир. событий. Данные разработки Т. у. д. с. публикуются в журн. ´Вестник статистики´ и в спец. статистич. сборниках.

А. Г. Волков, Л. А. Кулиш.

Источник: Демографический энциклопедический словарь