ТЕЛЕОЛОГИЯ
ТЕЛЕОЛОГИЯ
от греч. teles - род, падеж, teleos - цель и logos - слово, учение) - англ. teleology; нем. Thele-ologie. 1. Учение о цели и целесообразности. 2. В социологии - а) органицист-ские концепции, реализующие системный и функциональный подход и выражающиеся понятиями "системные потребности", "функциональные императивы", "целенаправленная организация" и "саморегуляция"; б) концепции целенаправленного человеческого поведения (М. Вебер, В. Парето).
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ТЕЛЕОЛОГИЯ
TELEOLOGY) Социологические объяснения являются телеологическими тогда, когда социальные процессы (в частности, процессы социального изменения) объясняются посредством ссылки на некое конечное состояние, к которому они якобы направлены, или на конечную функцию, которой, как утверждается, они служат. Например, О. Конт утверждал, что человеческие общества неизбежно эволюционируют в направлении все более и более высокого уровня цивилизации. Часто говорится о том, что телеологическими являются концепции Т. Парсонса и других функционалистов, объясняющие, скажем, сущность системы стратификации посредством ссылки на «потребность» общества в эффективном выполнении стоящих перед ним задач. Таким образом, в качестве причины некоего социального феномена рассматриваются его следствия в отношении других феноменов. Такое объяснение заключает в себе логический круг, то есть является тавтологическим. См. также: Систем теория; Функционализм. Лит.: Ryan (1970)
Источник: Социологический словарь
ТЕЛЕОЛОГИЯ
teleology) — 1. (От греческого teleos - цель) первоначально концепция, согласно которой все вещи имеют собственные естественные цели (так, камень, подброшенный в воздух, падает на землю). 2. (Позже) конечная цель вещей, доктрина "конечной причины", например, все является божьим творением. 3. (В более широком значении, включая применяемое в социологии) любая теория или оценка, утверждающая, что явления природы либо социальные явления можно объяснять не только их предшествующими причинами, но и конечными состояниями или целями, к которым они направлены. В таком качестве телеологические оценки и объяснения включают как целевое объяснение, так и функциональное(истское) объяснение, а, кроме того, некоторые формы теории развития и эволюционной теории. 4. Процесс (процессы), в ходе которого(ых) приближаются или достигаются телеологические конечные состояния. Если значения термина в смыслах 1, 2 выходят далеко за рамки социальной науки, то смысл 3 остается широко используемым в повседневной жизни и в физических, и социальных науках. Главная проблема заключается в том, сводимы ли телеологические объяснения в своих приемлемых формах к более обычным причинным оценкам. Особенно спорными были доктрины "исторической неизбежности", человеческой судьбы и т.д. См. также Телеологическое объяснение.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Телеология
teleology), любая теория или оценка, утверждающая, что естественные или социальные явления можно объяснить не только причинами, но и целями, к к-рым они направлены. Телеологическое объяснение дается с т.зр. целей, намерений или функций, как, напр., в след, случае: Бабушка, почему у тебя такие большие зубы? — Чтобы легче было съесть тебя, мой милый! Аристотель рассматривал телеологические объяснения как одну из самых ясных разновидностей каузального объяснения и противопоставлял их объяснениям на основании производящих причин, т.е. исходного состояния, вызывающего дальнейший ход мыслей. Для Аристотеля ценность телеологического объяснения основана на метафиз. теории форм (универсалии), осн. родов, к к-рым относятся все предметы и к-рые определяют их конечное назначение. Вне подобного метафиз. обоснования такие объяснения трудно оправдать; в частности, механистическое мировоззрение, в значит, мере разделяемое совр. наукой, придает значение лишь производящей причинности и почти не оставляет места для понятия целенаправленности. Великие достижения теории эволюции Дарвина показали механистическую основу нек-рых телеологических объяснений в биологии. Совр. философия науки живо обсуждает проблему, в какой мере возможно совмещение этих двух подходов. Вероятно, самым знаменитым телеологическим рассуждением является доказательство бытия Бога: эмпирически наблюдаемая упорядоченность и целостность окружающего мира вкупе с нашими представлениями о взаимосвязи порядка и замысла предполагает существование Творца.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
ТЕЛЕОЛОГИЯ
(от греч. telos— цель, завершение, и logos — учение) — учение о цели и целесообразности. Иногда понятие Т. употребляется для обозначения целесообразности, присущей нек-рому предмету или области рассмотрения. В социологии Т. присутствует в двух видах. (1) Различ. концепции, к-рым в той или иной мере присущ органицизм; в частности, реализующие системный и функциональный подход в социологии. Т. находит тут выражение в понятиях «системные потребности», «функциональные императивы», «целенаправленная организация» и «саморегуляция». (2) Концепции целенаправленного человеческого поведения. Они восходят к типологии действия М. Вебера, к взглядам Парето.
Здесь речь идет о предпочтении человеком тех или иных целей, выборе средств для их достижения, действиях на основе предпочтений и выбора. Поскольку действия могут быть нецеленаправленными и даже немотивированными, Т. не носит здесь характера столь всеохватывающего объяснительного средства, как у большинства функционалистов. Т. в обоих видах — предмет острой полемики. Предпринимались попытки соединить в рамках одной концепции оба вида Т., т. е. объяснить каким образом человек действует ради своих целей, но в то же время — в интересах системы. Однако они не увенчались успехом. В последние два десятилетия нарастал скептицизм относительно любых биологических аналогий в социологии. Тем не менее сохранение традиций функционализма, оживление интереса не только к М. Веберу, но и к Парето делает Т. пусть не всегда явной, но постоянной составляющей социологических концепций на Западе.
Здесь речь идет о предпочтении человеком тех или иных целей, выборе средств для их достижения, действиях на основе предпочтений и выбора. Поскольку действия могут быть нецеленаправленными и даже немотивированными, Т. не носит здесь характера столь всеохватывающего объяснительного средства, как у большинства функционалистов. Т. в обоих видах — предмет острой полемики. Предпринимались попытки соединить в рамках одной концепции оба вида Т., т. е. объяснить каким образом человек действует ради своих целей, но в то же время — в интересах системы. Однако они не увенчались успехом. В последние два десятилетия нарастал скептицизм относительно любых биологических аналогий в социологии. Тем не менее сохранение традиций функционализма, оживление интереса не только к М. Веберу, но и к Парето делает Т. пусть не всегда явной, но постоянной составляющей социологических концепций на Западе.