Телевидение и кино
Телевидение и кино
Эволюция телевидения во многом повторяет историю развития кино: рождение искусства из недр техники. Есть много и других общих черт: двухмерность изображения и опосредованное, через экран, восприятие его человеком; единый подход к решению всякий раз заново стоящей задачи и во многом единые художественные средства ее решения; общие возможности и общий зритель, особенный в том смысле, что артисты, режиссеры кино и телевидения обращаются к нему не со сцены, а с экрана. Кино и телевидение используют изображение и звук, причем звук – комплексно: живую человеческую речь, «язык вещей», музыку. Другие выразительные средства кино – монтаж, ракурс, план – присущи и телевидению. Однако, обладая языком кино, телевидение имеет в то же время свойство создавать «эффект присутствия», то есть телеэкран способен передать образ происходящего в настоящий момент. Телевидение широко использует произведения художественного и документального кинематографа в своих программах и, в свою очередь, оказывает влияние на кинематограф. С развитием телевидения, его способностью показывать «мир таким, как он есть» исследователи кинематографа связывают всемирную волну документализма в кино, в том числе и в игровом. Кинематограф – и художественный и документальный – воспринимает от телевидения его публицистичность, которая обогащает восприятие произведений искусства. С телевидением связывались и поиски кинематографистов в области монтажа. В отличие от традиционного, «новый» монтаж выглядел нарочито незамысловатым, небрежным, как случайное сцепление кадров и эпизодов, а более свободные ассоциации должны были стимулировать аналитическую деятельность зрителя. Наконец, существует еще один чисто телевизионный прием в кинематографе: длинные, не прерываемые монтажом монологи на камеру, почти не встречающиеся ранее в игровом кино. Такие закономерности усвоения кинематографом опыта телевидения распространяются и на отдельные выразительные средства, и на эстетику кино в целом.
Источник: Терминологический словарь телевидения основные понятия и комментарии