ТЕЛЕВИДЕНИЕ: ТЕХНОЛОГИЯ И КУЛЬТУРНАЯ ФОРМА

Найдено 1 определение
ТЕЛЕВИДЕНИЕ: ТЕХНОЛОГИЯ И КУЛЬТУРНАЯ ФОРМА
1974) - книга Р. Уильямса . Была переиздана в 1992. Книга Уильямса - представителя Бирмингемского центра "культурных исследований" - касается взаимодействия общества и культурных технологий. Проблема взаимовлияния общества и культурных технологий, рассматривается как процесс укоренения новых технологий в социальной реальности.
Книга состоит из шести глав.
В главе первой ("Технология и общество") телевидение рассматривается как часть культурной технологии, с ее развитием, внедрением и результатами использования. Глава состоит из трех частей.
В первой части рассматриваются версии причинно-следственных связей появления новых информационных технологий в обществе. Выделяется девять возможных вариантов, которые могут прояснить следующую проблему: результатом чего стало изобретение телевидения.
Варианты, по Уильямсу, можно объединить в две группы: 1) технология явилась результатом случайного развития науки и если бы телевидение не было бы изобретено, то многие социальные и культурные процессы были бы иными или не существовали вовсе. 2) Появление телевидения есть результат случайного развития технологии, но приобретает значение собственно использование технологии.
Социальная потребность в новых способах коммуникации привела к тому, что если бы телевидение не было бы изобретено, то были бы уже и иные технологии. При этом технологический детерминизм понимается как ортодоксальный взгляд на природу социальных изменений.
Вторая часть. Социальная история телевидения как технология. Анализируется становление и развитие телевидения как технологии с учетом предпосылок для его изобретения: электричество, телеграф, фотография, кино и радио. Подчеркивается, что дальнейшее развитие технологий, новые открытия и изобретения - все уже было предвидено, но не в утопиях, а технологическим путем, в технологии.
Третья часть. Социальная история использования технологии телевидения. Рассматривается взаимовлияние технологии и общества - то, как социум способствует появлению новых технологий коммуникации. Особое место отводится технологии broadcasting ("трансляция" или "вещание"). В связи с ее появлением рассматривается усиление влияния СМИ на социум и дальнейшие социальные трансформации. Сначала этот процесс анализируется на примере радио, затем телевидения. Особое внимание уделяется использованию технологии в тоталитарных обществах. Уильямс приходит к выводу, что в отличие от всех других технологий коммуникации радио и телевидение явились системами отвлеченного процесса передачи и восприятия сообщения, даже если они являются фоном, то воздействие оказывается.
Глава вторая - "Институты технологии" - посвящена рассмотрению того, каким образом технологические достижения закрепляются в социуме и способствуют его модернизации. Глава состоит из двух разделов.
А) Типы раннего развития. Ключевым фактором этого периода "технологии трансляции" стала возможность напрямую и быстро передавать сообщение адресатам. Новые возможности коммуникации оказали влияние и на существовавший социальный порядок. У. выделяет три особенности внедрения технологии в Британии: 1) Развитие индустриального общества с созданием сети коммуникаций на малой географической территории стали важной степенью "национализации" культуры. 2) Доминирующее отношение к национальной культуре уже было сформировано в понимании правящего класса. Поэтому создание "public service" (общественного радио и телевидения) стало необходимым для эффективного управления и обслуживания ценностей правящего класса. 3) Создание общественных, но контролируемых и финансируемых государством компаний позволяет делегировать им часть властных полномочий.
В Европе государство напрямую контролировало и регулировало вещание. В тоталитарных обществах прямой государственный контроль был естественным инструментом политики. Альтернативный вариант развития и внедрения технологии осуществился в США, где доминировали интересы капитала. Деятельность СМИ не финансировалась государством. Возникает дискурс о необходимости "общественного контроля", т.к. частные корпорации лоббируют свои интересы. Складывается дихотомическое деление на общественное и коммерческое телевидение. В США общественное телевидение возникает значительно позже, чем в Европе. Функционирует риторика, защищающая капитализм: коммерческое телевидение именуется не коммерческим, а "независимым" и "свободным", противопоставляясь "монополии" и "государственному контролю".
Б) Типы современного развития. После 1950-х определяющим фактором развития технологии вещания стала американская экспансия коммуникационных систем и развитие военной отрасли. Изменилось и понимание коммерческого телевидения. Оно стало трактоваться так: производство телепрограмм для продажи; носитель рекламы; источник для культурного и политического влияния; глобальный политический проект доминирования власти капитала. Телеиндустрия развитых стран поставляет свою продукцию развивающимся странам, что может привести к тому, что собственное национальное телевидение в этих государствах не будет производить свою продукцию. Политическое и культурное влияние поставляется в дешевой упаковке.
В главе третьей - "Формы телевидения" - Уильямс рассматривает утверждение, что телевидение представляет собой комбинацию существовавших до его появления культурных форм коммуникации, распространения и получения информации. Проясняя его, автор приходит к выводу о существовании двух направлений развития.
Комбинирование и развитие посредством телевидения прежних форм коммуникации:
1) Новости. Взаимоотношения новостей в газете и в выпуске теленовостей анализируются по следующим критериям: а) последовательность, б) значимость, в) персонифицированное представление, г) визуализация.
2) Аргументация и дискуссии. Полемика, которая существовала на страницах газет и публичных дебатов, превратилась в программы о судебных разбирательствах.
3) Образование. Трансляция образовательных программ, лекции стало можно смотреть по телевидению. Заочное обучение наполняется аудиовизуальными материалами.
4) Драма. Заимствование театральной формы коммуникации. Попытка перенесения драматургии и театральной сцены на телевидение. Трансформация существующей традиции в телесериалы.
5) Кино. По Уильямсу, телевидение многое заимствовало у кино. Существует много общих моментов, но оказывается и много существенных различий. Изменение пропорции зритель-экран, лишает телевидение некоторых эффектов кино. Также телевидение "потребляется" индивидуально в отличие от коллективного опыта в кинотеатре.
6) Варьете. Театры варьете привнесли на телевидение масштабные театрально-музыкальные постановки. Из "music-hall" появилось множество телевизионных программ.
7) Спорт. Спортивная составляющая является одной из основополагающих частей телевидения. Спорт на телевидении - это зрелище, а не спорт ради спорта.
8) Реклама. Телевидение не изобрело рекламу, но сильно изменило существовавшие рамки и степень их социального воздействия. Уильямс выделяет четыре наиболее типичных приема создания телерекламы.
9) Приятное времяпрепровождение. Телевидение включает в свою структуру многочисленные развлекательные шоу, игры, викторины, которые нередко представляют современную версию старых и давно знакомых игр, но с вкраплением коммерческой составляющей.
Смешанные и новые формы, развиваемые телевидением:
1) Документальная драма. Подробная аудиовизуальная реконструкция реальных событий предстает на экране как некая история, расследование. Исключительно телевизионный жанр.
2) Образование при просмотре. Предлагается учиться на чужих ошибках. Поучительные истории и образовательные рассказы сопровождаются соответствующим видеорядом.
3) Дискуссии. Телевидение привнесло новую эстетику: разговор ведется не безликими персонами, а "гостями" студии. Фактически гостями телезрителей. 4) Специальные репортажи, совмещающие эссе, журнал и документальный фильм. Особое внимание придается визуальности и наглядности.
5) Последовательность. Некоторые новые культурные формы извлекаются непосредственно из составления телепрограммы, когда желаемое воздействие достигается посредством чередования передач.
6) Уильямс иронично отмечает и такую новую форму телевидения, как само телевидение, как новая форма визуальной коммуникации.
Глава четвертая - "Составление телепрограммы: распределение и течение". Для анализа "телепрограммы" Уильямс использует "статичное" понятие "распределение" и "мобильное" понятие "течение". Глава состоит из трех разделов.
А) Сравнительное "распределение" пяти телевизионных каналов. Анализируются пять телеканалов (3 британских и 2 американских) в марте 1973. Уильямс выделяет 12 условных типов телепрограмм. Сравнив телепрограммы, Уильямс приходит к выводу о наличии двух принципиально различных подходов к наполнению эфира - общественное и коммерческое телевидение. Подчеркнув, что в США это разделение наиболее выражено.
Б) Программирование как последовательность или "течение". Феномен планирования вещания (последовательности передач, течения эфира), собственно является одновременно характеристикой трансляции как технологии и как культурной формы. До трансляции все способы коммуникации были дискретными, зависимыми от времени и места. При трансляции телепрограмма предлагает последовательность или альтернативную последовательность похожих событий, доступных для индивидуального оперирования ими. "Программа" - характеристика, традиционно связываемая с театром и мюзик-холлом, стала набором единиц с учетом времени. Ключевым для трансляции стал вопрос о смешении и пропорциональности элементов; "баланс" телепрограммы. Важно отметить смысловое смещение с понятия последовательности как "программы" к пониманию последовательности как "течения". В эфире программы разделены и это не "естественные" паузы между программами. Телепрограмма имеет мало общего с эфиром, состоящим из последовательности разрывов и прерываний программ рекламой и анонсами. По мнению Уильямса, "течение" не случайная характеристика телевидения. Более того, программы коммерческого телевидения создаются с учетом этих особенностей телевидения и рекламные паузы не прерывают трансляцию, они такая же ее часть, как и фильмы, новости и пр. Телеэкран никогда не должен быть пустым, течение непрерывно.
В) Анализ "течения". Подробно рассматриваются три примера "течения" телевидения и на разном уровне: от последовательности передач в телепрограмме до протекания эфира отдельно взятой программы (выпуск новостей). Уильямс первым предложил подобный анализ телевидения. Находя элементы "течения" в эфире телевидения, Уильямс выделяет некоторые способы связывания и создания непрерывного его течения. "Течение" телевидения конструируется посредством того, что говорится и показывается. Соединение несоединимого для непрерывного течения проявляется в теленовостях - последовательности разрозненных сюжетов. Уильямс приходит к выводу, что именно таким образом посредством "течения" транслируются значения и ценности определенной культуры.
Глава пятая - "Следствия от технологии и ее использования" - состоит из четырех разделов, посвященных изучению влияния внедрения технологий на социум.
А) Причина и следствие в системах коммуникации. Как только телевидение стало популярной социальной формой, сразу же возникли дискуссии о его влиянии. Телевидение рассматривалось как простая система, описываемая схемой причина-следствие. Уильямс останавливается на проблеме изучения "массовых коммуникаций" как наиболее ортодоксальном знании о влиянии СМИ. В рамках причинно-следственного характера понимания СМИ могут быть включены, по Уильямсу, в процесс социализации - как фактор обучения и становления для будущего функционального члена социума. Влияние телевидения ( Эффект медиа) можно изучать только в связи с изначальными намерениями, которые будут существенно отличаться от результатов. Многочисленные исследования влияния телевидения рассматривают его отдельно от социальных и культурных особенностей общества.
Б) Некоторые исследования влияния телевидения. Согласно Уильямсу, распространен пример с ростом насилия в обществе как следствие демонстрации насилия на телевидении. Но это противоречит включением телевидения в систему социализации, как транслятора социальных норм. Хотя в каждой культуре свои собственные понятия нормы. Не менее проблематичны исследования влияния телевидения на политическое поведение, результаты выборов, поведение избирателей. Ортодоксальные исследования влияния телевидения мы, по мысли Уильямса, можем видеть в культурных моделях, которые тяготеют к определению возможностей и методов исследования. Но влияние вообще: телевидения, дома, школы, прессы, работы - понимается дискретно, через взаимодействие. Влияние может быть измерено и технически определено. Обычно это влияние исследуется в отрыве от культурных и политических норм. Изучаются симптомы и последствия, а не первопричины. Исследуется просто "медиум", просто "технология".
В) Технология как причина. Социологические и психологические исследования влияния телевидения 1960-х тяготели к изучению технологии - медиума, как ключевого аспекта в понимании влияния телевидения. Кульминацией такого формального подхода в изучении изолированного понимания СМИ - стали работы Маклюэна . У последнего СМИ превращаются в непосредственную функцию идеологии . При таком формальном понимании СМИ они никогда не рассматривались на практике, а лишь как абстрактная функция. Риторика Маклюэна, согласно Уильямсу, была примером идеологической репрезентации технологии как причины социального развития.
Г) Технология как следствие. Можно проследить изменения в использовании различных моделей коммуникации в различные исторические периоды. Изобретение и внедрение новых технологий зависит от социальных потребностей, в новых практиках. При этом изобретение новых технологий происходит во многом благодаря инвестициям "правящего класса" для получения новых властных ресурсов или инвестициям капитала с целью извлечения прибыли от новых технологий. Но вместе с тем появляется возможность использования этих же технологий против "правящего класса" или против индустриальной собственности. Если мы отрицаем технологический детермнизм во всех формах, то следует быть также осторожным в отношении зависимости развития технологии. Детерминизм - действительно социальный процесс, но это не обособленная сила, она включает в себя силу капитала, интересов социальных групп. Появившись как совокупность военных, административных и коммерческих интересов, телевидение через некоторое время превратилось в мощное средство социальной коммуникации, превзойдя изначальные ожидания от новой технологии. Даже при контролировании распространения и внедрения технологии всегда появляются неконтролируемые результаты. Уникальность технологии трансляции стала проявляться в социальном развитии. Стирается граница между нашим личным кругом общения и публичной сферой.
Телевидение стало основным источником информации, воспитателем для целых поколений, что стало непредвиденным эффектом от его использования. Развитие телевидения привело к появлению новых форм электронных коммуникаций как результат новых технологий и новых культурных форм. Например, телемост, связь между городами, как реальная альтернатива классической дихотомии адресант-адресат. Кадр в кадре и мультиэкран как радикальная альтернатива определению натравленному течению трансляции.
Телевидение, по Уильямсу, появилось как определенная культурная форма или определенная технология, став впоследствии радикальной альтернативой прежним практикам, пытаясь найти свою собственный путь развития. Технология развивалась уже не как анонимный процесс, начатый инженерами; ее развитие уже обусловлено социально-культурными факторами.
Глава шестая - "Альтернативная технология, альтернативное использование?". Уильямс отмечает, что в начале 1970-х сформировалось новое поколение технологий коммуникаций. Но не было ясности в вопросе о месте коммуникации в социальных процессах. Одна технология может использоваться по разному (вещание общественного и коммерческого телевидения). Уильямс попытался прояснить, во-первых, что есть новая технология, во-вторых, последствия от институциализации этой технологии и ее использования. Согласно Уильямсу, новая технология как продукт социальной системы, становится фактором социального развития.
1) Развитие технологии.
а) Появление цветного телевидения, увеличение размера телеэкрана.
б) Кабельное телевидение. Хотя оно появилось как технология распространения сигнала и не более, Уильямс видит новые направления развития кабельных сетей: от распространения новостей и прогноза погоды, через развитие обратной связи и возможности учитывать мнение зрителей, к интерактивному телевидению и возможности проводить телеконференции и голосовать.
в) Развитие целого комплекса систем визуальной информации. После изобретения спутникового телевидения, появилась возможность комбинировать распространение сигнала: с помощью спутников, наземных станций и кабельных сетей. Это расширяет возможности и для создания многонациональных систем телевидения корпораций.
г) Изобретение видеозаписи и видеокассет.
2) Институциализация новой технологии. Уильямс рассматривает то, как новые технологии закрепляются в социуме в определенных институтах. В поддержку развития кабельного телевидения как технологии зазвучал аргумент в поддержку демократии - о необходимости доступа к информации, о свободе доступа к ней и свободе распространения. Спутниковое телевидение обладает гигантским потенциалом влияния, способным разрушить национальные системы вещания. Опасность "интернационализма", в реальности превратившегося в защитника интересов одной-двух доминирующих культур. По мнению Уильямса две супердержавы способны создать подобную систему, вещающую за пределами своей территории: США и СССР. Понятие "глобальной деревни" становится реальной властью правительств и корпораций навязывать свое видение мира. Кассеты уже привели к незапланированному эффекту от их использования: кроме возможности просмотра, тогда когда этого хочется, появилась возможность создавать видеотеки. Интерактивное телевидение открывает новые возможности для создания новых пространств политической и образовательной сферы.
3) Альтернативные использования. Видеотехнологии как и телевидение - продукт 20 в. и сейчас они только осваиваются и закрепляются в культуре. Есть много пока не видимых проблем, с которыми мы можем столкнуться в 1990-х, касающихся политики использования этих технологий и дальнейшего развития технологии вещания. Возможно, появятся и альтернативные варианты использования этих технологий. Телевидение может стать таким же продуктом, товаром, на который будут подписываться, чтобы потребить его. Но ясно, что дискуссии о том, каким быть телевидению и какое влияние оно будет оказывать, не исчезнут.
А.Д. Криволап

Источник: Социология: энциклопедия