ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
уровень фундаментального социологического исследования, на котором вырабатываются концептуальные представления о религии как социальной подсистеме. На этом уровне рассматриваются социальные основы возникновения и эволюции религии, раскрывается специфика сознания религиозного как формы общественного сознания, выясняются общие социальные функции религии и особенности их проявления в конкретных исторических условиях, проводится типология религиозных объединений, формулируется операциональный для социологического подхода понятийный аппарат (устанавливается социологическое значение таких терминов, как религиозность, вера религиозная действия религиозные, институт религиозный, сакральное и профанное, синкретизм религиозный, секуляризация и пр.). Для Т. с. р. свойственно формирование методологической базы, указание тех мировоззренческих и научных принципов, которыми предполагается руководствоваться в процессе исследования. В то же время нельзя говорить о Т. с. р. как о некой единой системе неуклонно нарастающих знаний и обобщений, которая имеет целостное развитие, непрерывность, универсальные и всеми принятые научные понятия. Конечно, в Т. с. р. существует своя общепризнанная «классика» -теории Дюркгейма, Вебера и некоторых других социологов религии XX в. Однако эффективность Т. с. р. определяется тем, насколько точно она отражает динамику исследуемого предмета, а в этом отношении академическое единообразие не всегда способствует адекватному пониманию новых явлений. В современной социологии религии ее теоретическая составляющая совокупно представляет собой комплекс различных подходов, концепций и методик обобщения. Обязательными элементами этого комплекса можно считать: 1) обзоры и анализ истории теоретических воззрений социологов на религию; 2) построение моделей взаимодействия религии и общества; 3) определение общего проблемного поля для концептуально расходящихся подходов и сравнительно-обобщающее описание их результатов. Т. с. р. формировалась, предвосхищая и опережая развитие эмпирических исследований религии (см. Эмпирическая социология религии). Отставание эмпирического уровня объясняется его зависимостью от институциализации социологии религии, которая не может произойти до появления социологических теорий религии. У истоков Т. с. р. находятся труды теоретиков общества, лично не совершавших эмпирических исследований, чьи социологические позиции не относятся напрямую к социологии религии в собственном смысле (см. Конт, Маркс, Спенсер), однако способствовали сложению ее теоретико-методологических оснований. Как и любая разновидность социального знания, Т. с. р. существует при явном или скрытом воздействии разных идеологий религиозного и светского характера, из чего следуют нередко навязываемые ей задачи апологетического или же разоблачительного свойства по отношению к религии.
Источник: Социология религии. Словарь.