ТЕОРИИ БЮРОКРАТИИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ТЕОРИИ БЮРОКРАТИИ
англ. theories of bureaucracy; нем. Burokratietheorien. Совокупность концепций (К. А. Сен-Симон, М. Вебер, Р. Мертон, Р. Бендикс, Ф. Селзник, А. Гоулднер, М. Крозье, С. Липсет), анализирующих функции и внутренние структуры бюрократической организации и рассматривающих процессы бюрократизации как явление, характеризующееся "рациональностью", внутренне присущей обществу и соответствующей современному научно-техническому уровню его развития.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ТЕОРИИ БЮРОКРАТИИ
концепции управления об-вом, отражающие процесс бюрократизации всех сфер об-ва в период перехода от "свободного" капитализма к гос.-монополистич. Начиная с М. Вебера исследователи бюрократии - Р. Мертон, Р. Бендикс, Ф. Селзник, А. Гоулднер, С. Липсет и др. - сосредоточивали свое внимание на проблемах управления, что отражало характерную для зап. социологии абсолютизацию роли управления в соц. системе. Гл. внимание теоретики бюрократии уделяли анализу функций и внутренней структуры бюрократич. организации, стремясь представить процесс бюрократизации как явление, характеризующееся "рациональностью", внутренне присущей об-ву и соответствующей совр. технич. уровню развития об-ва вообще. Теоретич. истоки совр. теории бюрократии восходят к К. А. де Сен-Симону и сен-симонизму. Сен-Симон обратил внимание на роль организации для развития об-ва; он считал, что в организациях будущего власть не должна передаваться по наследству, а основываться на специальных знаниях. Опред. влияние на развитие теории бюрократии оказал О. Конт. Однако систематич. развитие проблематика бюрократии впервые получила у М. Вебера. Бюрократия характеризуется М. Вебером чисто теоретически - как идеальный тип, имеющий характер "модели", с к-рой должна затем сравниваться действительность. В кач-ве осн. черты бюрократии как типической организации совр. об-ва М. Вебер выделяет рациональность, считая бюрократич. рациональность воплощением рациональности капитализма вообще. С этим он связывает решающую роль, к-рую должны играть в бюрократич. организации технич. специалисты, пользующиеся научными методами работы. Развитие теорий бюрократии в послевеберовский период связано с постепенным отходом от "рациональной" модели бюрократии и переходом к построению более реалистич. модели рассматривающей бюрократию как "естественную систему", включающую наряду с рац. моментами - иррациональные, рядом с формальными - неформальные, вместе с эмоционально нейтральными - личностные и т. д. А. Гоулднер связывает этот подход с традицией, идущей еще от Конта, акцентировавшего роль "стихийных" "естественных", "органических" тенденций в складывании соц. организаций. В числе совр. представителей этого подхода - Р. Майкелсон Ф. Селзник, Т. Парсонс, а также Р. Мертон, применивший к анализу бюрократии понятие дисфункции. С т. зр. Р. Мертона дисфункцией бюрократии будет, напр., перенос функционерами бюрократии акцента с целей организации на ее средства, в рез-те чего средства (иерархизация власти, строгая дисциплина, неукоснительное следование правилам, инструкциям и т. д.) превращаются в самоцель. Сюда же относится возникновение наряду с рациональными иррациональных целей внутри бюрократич. организации, замещение гл. целей - побочными и т. д. Одним из важнейших вопросов теории бюрократии со времен М. Вебера остается вопрос об узаконении бюрократич. власти - основана ли она на одном лишь пребывании в должности функционеров бюрократич. организации или на их профессиональном умении и специальных знаниях? Хотя теоретически ("идеально-типически") этот вопрос с самого начала был решен М. Вебером в пользу технич. умений и научных знаний, в эмпирич. реальности он достаточно часто решался совсем иначе. А. Гоулднер пришел к выводу, что существует два типа бюрократии - представительная, для к-рой, в частности, характерна власть, опирающаяся на знание и умение, и бюрократия авторитарного типа, опирающаяся на негативные санкции (наказания и пр.). Второй тип бюрократии возникает как раз тогда, когда - в связи с дисфункциями в бюрократич. организации - повиновение превращается в самоцель, а власть узаконивается самим фактом пребывания в должности. В связи с этим находится более общая проблема соотношения бюрократии и демократии. Еще М. Вебер видел угрозу демократии со стороны бюрократии, связывая ее с процессом деперсонализации" индивидов в бюрократич. организациях. Ю.Н. Давыдов, В.Н. Фомина.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

БЮРОКРАТИИ теории
в зап. социологии концепции «научного управления» об-вом, отражающие реальный процесс бюрократизации всех его сфер в период перехода от свободного предпринимательства к гос.-монополистическому капитализму. Начиная с М. Вебера, исследователи бюрократии Мертон, Бендикс, Ф. Селзник, Гоулднер, Крозье, Липсет и др. главное внимание уделяли анализу функций и структуры бюрократической организации, стремясь представить процесс бюрократизации как явление, характеризующееся внутренне присущей капиталистическому об-ву «рациональностью». Теоретические истоки совр. теории Б. восходят к Сен-Симону, к-рый первым обратил внимание на роль организации в развитии об-ва, считая, что в организациях будущего власть не должна передаваться по наследству, она будет сосредоточиваться в руках людей, обладающих специальными знаниями. Опред. вклад в теорию Б. внес Конт. Однако систематическое развитие проблематика Б. впервые получила у Вебера. В кач-ве осн. черты Б. как специфической формы организации совр. об-ва Вебер выделяет рациональность, считая бюрократическую рациональность воплощением рациональности капитализма вообще. С этим он связывает решающую роль, к-рую должны играть в бюрократической организации технические специалисты, пользующиеся научными методами работы. Согласно Веберу, бюрократическая организация характеризуется: а) эффективностью, к-рая достигается за счет строгого разделения обязанностей между членами организации, что дает возможность использовать высококвалифицированных специалистов на руководящих должностях; б) строгой иерархизацией власти, позволяющей вышестоящему должностному лицу осуществлять контроль за выполнением задания нижестоящими сотрудниками и т. д.; в) формально установленной и четко зафиксированной системой правил, обеспечивающих единообразие управленческой деятельности и применение общих инструкций к частным случаям в кратчайший срок; г) безличностью административной деятельности и эмоциональной нейтральностью отношений, складывающихся между функционерами организации, где каждый из них выступает не как индивид, а как носитель социальной власти, представитель опред. должности. Признавая эффективность Б., Вебер выражал опасение, что ее неизбежное повсеместное развитие приведет к подавлению индивидуальности, утрате ею личностного начала. В послевеберовский период происходит постепенный отход от «рациональной» модели Б. и переход к построению более реалистической модели, представляющей Б. как «естественную систему», включающую наряду с рациональными моментами — иррациональные, с формальными — неформальные, с эмоционально нейтральными — личностные и т. д. Гоулднер связывает этот подход с традицией, идущей еще от Конта, отмечавшего роль «стихийных», «естественных», «органических» тенденций в складывании социальных организаций. В числе совр. представителей этого подхода — Р. Майкелсон, Селзник, Парсонс, а также Мертон, применивший к анализу Б. понятие дисфункции. Наиболее распространенной дисфункцией бюрократической организации, по мн. Мертона, явл. перенос ее функционерами акцента с целей организации на ее средства, в результате чего средства (иерархизация власти, строгая дисциплина, неукоснительное следование правилам, инструкциям и т. д.) превращаются в самоцель. Сюда же относится возникновение наряду с рациональными иррациональных целей внутри бюрократической организации, замещение главных целей побочными и т. д. Одним из важнейших в теории Б. явл. вопрос об узаконении (легитимации) бюрократической власти. Решая вопрос об условиях порождения отличных друг от друга видов власти, Гоулднер пришел к выводу, что существуют два типа Б.— представительная, для к-рой, в частности, характерна власть, опирающаяся на знание и умение, и авторитарная, применяющая различ. санкции (наказания) для упрочения своей власти.
Второй тип Б. возникает в связи с дисфункциями в бюрократической организации, когда повиновение превращается в самоцель, а власть узаконивается самим фактом пребывания в должности. В рамках теории Б. в зап. социологии рассматривается и более общая проблема соотношения Б. и демократии. Еще Вебер видел угрозу демократии со стороны Б., связывая ее с процессом «деперсонализации» индивидов в бюрократических организациях. Совр. представители теории Б. также отмечают эту угрозу, но тем не менее не видят перспективы развития без Б.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.