ТЕОРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО КРУГОВОРОТА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ТЕОРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО КРУГОВОРОТА
англ. theories of historical rotation; нем. Theorien des historischen Kreislaufs. Представления и концепции (Ф. Ницше, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойн-би, П. Сорокин и т. д.), согласно к-рым общество в целом, либо его отдельные сферы (политика, культура и др.) движутся в своем развитии по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию и последующими новыми циклами возрождения и упадка.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

КРУГОВОРОТА ИСТОРИЧЕСКОГО теории
собирательное обозначение для распространенных в истории обществ, мысли представлений и концепций, согласно к-рым об-во в целом либо его отдельные сферы (политическая жизнь, культура и др.) движутся в своем развитии по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию и последующими новыми циклами возрождения и упадка. Такого рода взгляды сложились еще в древнем мире у мн. философов и историков, напр. у Аристотеля, Полибия, Сыма Цяня, стремившихся усмотреть опред. порядок, естеств. ритм, закономерность, смысл в хаосе исторических событий по аналогии с круговоротом веществ в природе, сменой времен года, биологическими циклами и т. п. К. и. т. были направлены против примитивных линейных интерпретаций истории, изображавших ее как постепенное удаление человечества от мифического «золотого века», либо как его провиденциальное движение к грядущему искуплению. До возникновения теории обществ, прогресса в 18 в. К. и. т. преобладали в светской интерпретации истории и пытались выявить объективную «естественную» повторяемость в смене династий и форм гос. правления, в расцвете и упадке материальной и духовной культуры, в изменении исторической роли отдельных народов и т. п. В зависимости от того, рассматривалось ли данное состояние об-ва как преддверие его очередного возрождения или неминуемого упадка, они носили либо оптимистический, либо пессимистический характер. Взгляды мн. представителей К. и. т. (Ибн Хальдуна, Макиавелли, Вико, Ш. Фурье и др.) были относительно прогрессивными для своего времени. В конце 19 и особенно в 20 в. К. и. т. приобрели реакционный характер, направленный против идеи социального прогресса. Членение мировой истории во временном аспекте на повторяющиеся циклы от варварства (феодализма) к цивилизации (античности и капитализму) и к новому варварству, якобы ожидающему человечество в обозримом будущем, как правило, сочеталось с членением ее в пространственном аспекте на замкнутые, независимые друг от друга и взаимно враждебные культурно-исторические типы, на локальные культуры (Шпенглер), региональные несовместимые друг с другом цивилизации (Тойнби), суперсистемы (Сорокин) и т. п. Э. А. Араб-Оглы

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.